Автовладельцев послали «не знаю куда». «Все сделано, чтобы осложнить людям жизнь»
1 июня вступили в силу новые правила по внесению изменений в конструкцию автомобилей. Теперь запрещено менять массу машины и устанавливать нештатный кузов. Желающие установить внедорожное оборудование могут избавиться от проблем с проверками на дорогах, оформив документы с помощью новой госуслуги. Для этого в МВД разработали необходимые регламенты, однако утвердить не успели. Эксперты ожидают, что «получится как всегда».
С 1 июня вступило в силу постановление правительства №413, устанавливающее «правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств». Документ касается граждан, которые желают перевести автомобиль на газовое топливо, установить внедорожные бамперы, фаркоп, лебедку, экспедиционный багажник и т. д., легализовав тюнинг в ГИБДД.
Как уточняет «Коммерсант», для начала автовладельцу необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию, чтобы подтвердить возможность изменения конструкции. Полученное заключение нужно представить в подразделение ГИБДД (машину показывать не надо). После проверки документов Госавтоинспекция в течение трех дней выдаст разрешение на внесение изменений — теперь это является новой госуслугой (она бесплатна). С разрешением от ГИБДД автовладелец едет в сервисный центр, где ставит оборудование, затем — снова в лабораторию для оценки безопасности изменений и получения протокола проверки. После нужно пройти ТО и снова вернуться в ГИБДД. На этом этапе инспекторы снова проверят документы, машину и по итогам выдадут свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности в рамках еще одной новой госуслуги (госпошлина — 800 руб.). Услуги лабораторий (без учета монтажных работ) обойдутся водителям от 10–12 тыс. руб. В течение десяти дней водитель должен будет обратиться в ГИБДД еще раз, чтобы вписать изменения в конструкцию ПТС и в свидетельство о регистрации. В нем ставится отметка с кратким описанием — это необходимо для проверки на дороге инспектором ДПС.
Процедура легализации изменений в конструкцию существовала и раньше, но ей мало кто пользовался: инспекторы на местах по-разному толковали правила, а получение документов никто не гарантировал. Автовладельцы, не желающие тратить время и деньги, выезжали на дороги без документов, рискуя нарваться лишь на 500-рублевый штраф. Но в 2016 году автовладельцев стали не только штрафовать, но и лишать регистрации. Ситуация даже спровоцировала социальный протест, после чего ГИБДД пообещала записать четкие правила для автовладельцев. Одновременно рос спрос на легализацию тюнинга: в 2015 году подразделения выдали 29 тыс. свидетельств, в 2017 году — уже 307 тыс.
В середине мая ГИБДД подготовила регламенты по предоставлению новых госуслуг (в них прописаны временные нормативы и инструкции для инспекторов), но утвердить в виде приказов МВД их не успели. С региональными подразделениями уже проведен инструктаж по поводу временного порядка предоставления госуслуг.
В последние две недели наблюдался ажиотажный спрос на легализацию изменений в конструкцию, рассказал гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
— Людей очень много,— говорит он.— Чаще всего граждане обращаются, чтоб удлинить раму, колесную базу. Все хотели получить необходимые документы до 1 июня, до начала действия ограничений.
Новый порядок, по мнению господина Пархоменко, сулит проблемы для автовладельцев. Он, в частности, указывает на понятие «испытательная лаборатория»: «Строго говоря, таких организаций в России на сегодняшний момент нет, непонятно, куда люди пойдут для оформления документов».
В Росаккредитации (ведет соответствующий реестр) на запрос «Коммерсанта» о числе таких лабораторий не ответили. Источник, знакомый с разработкой постановления, подтвердил, что проблемы действительно могут возникнуть: заключение лаборатории, не соответствующей требованиям постановления, ГИБДД принимать не будет.
— Все сделано, чтобы осложнить людям жизнь и дать кому-то заработать,— считает гендиректор одной из компаний Дмитрий Волков.— Ощущение, что люди, которые пишут подзаконные акты,— с другой планеты.
По его мнению, новые правила приведут к тому, что граждане просто перестанут регистрировать изменения в конструкцию и будут снова ездить «на свой страх и риск».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)