Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Звезда» бьется об лед. Вокруг крупного контракта развернулась интрига

Рубрика: Бизнес
23.07.2019

НОВАТЭК на свои 60 млрд руб. планирует построить четыре ледокола на сжиженном газе для обеспечения навигации на западной части Севморпути. Заказ получит дальневосточная верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка), следует из переданных в правительство материалов «Росатома». В НОВАТЭКе уточняют, что еще ведут переговоры с разными верфями и хотят получить все ледоколы до конца 2023 года.

Как сообщает «Коммерсант», строительство ледоколов на СПГ планируется за счет средств НОВАТЭКа на мощностях «Звезды» с последующей передачей в операционное управление входящему в «Росатом» ФГУП «Атомфлот». Это следует из документов госкорпорации, направленных в правительство. Также «Росатом» предложил поставить срок до 15 октября по представлению в проектный комитет транспортной части комплексного плана развития инфраструктуры (КПМИ) информации о темпах строительства СПГ-ледоколов.

Ледоколы на СПГ обсуждаются уже два года. Идея принадлежала «Атомфлоту», по заказу которого финская Aker Arctic Technology разработала тендерный проект. В федеральном проекте «Севморпуть» строительство четырех СПГ-ледоколов оценено в 60 млрд руб. внебюджетных средств. О намерениях строить ледоколы заявлял и НОВАТЭК, который в сентябре 2018 года заключил с «Росатомом» соглашение о намерениях по созданию СП. Однако в мае Леонид Михельсон говорил, что управлять СПГ-ледоколами будет СП НОВАТЭКа, «Совкомфлота», COSCO и Фонда Шелкового пути — «Морской арктический транспорт».

В НОВАТЭКе уточнили, что рассматривают решение о строительстве серии из трех ледоколов на СПГ, а также опцион на еще один: «Ведутся коммерческие переговоры с верфями, в том числе со «Звездой», о строительстве серии со сроками сдачи всех судов до конца 2023 года». В «Росатоме» сообщили, что решение по СПГ-ледоколам будет обсуждаться на совещании 24 июля, а до этого «вопросы преждевременны».

В Дальневосточном центре судостроения и судоремонта (управляется «Роснефтью» и Газпромбанком) заверили, что «Звезда» обладает всеми технологическими возможностями и высококвалифицированными специалистами для строительства ледоколов на СПГ. При объявлении конкурса верфь намерена принять в нем участие.

Однако о желании получить этот заказ не раз заявляли и в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). По словам ее президента Алексея Рахманова, выполнение заказа возможно на Выборгском судостроительном заводе, Балтзаводе, «Северной верфи». Кроме того, в ОСК говорили о возможной кооперации с финскими судостроителями — Helsinki Shipyard Oy Ришата Багаутдинова и Владимира Касьяненко, куда после сделки с ОСК перешли все производственные активы Arctech Helsinki Shipyard Oy, ранее построившего по заказу Финляндии СПГ-ледокол Polaris.

Господин Рахманов также отмечал, что с учетом новизны проекта головной ледокол будет строиться около 3,5–4 лет, закончить все четыре судна к 2024 году «сложно». Источники в судостроении дают еще более консервативные прогнозы: на строительство ледокола в РФ потребуется около пяти лет, в Южной Корее — четыре года. Еще год нужно закладывать на проектные работы.

Эксперты давно допускали, что заказ на СПГ-ледоколы будет передан на «Звезду», учитывая необходимость загрузки предприятия. Они говорили, что в качестве одного из вариантов рассматривалось строительство корпуса на китайском Hudong, всего остального — в кооперации с корейскими Samsung или Hyundai. В Минпромторге сообщили, что вопросы цены и кооперации будут решаться при заключении договора между заказчиком и исполнителем.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев полагает, что завершение строительства в 2024 году обеих очередей комплекса по перевалке СПГ на Камчатке мощностью 21,7 млн тонн в год потребует обеспечения круглогодичного судоходства в центральном и восточном секторах СМП, которое сможет осуществляться пятью атомными ледоколами ЛК-60 (двумя действующими и тремя находящимися в постройке). Ситуация с ледокольным обеспечением судоходства в западном секторе СМП потребует строительства новых ледоколов на СПГ к 2025–2026 годам — по мере исчерпания ресурса энергетических установок двух атомных ледоколов типа «Таймыр» и возможного вывода из эксплуатации двух дизельных линейных ледоколов типа «Ермак».

Фото Александра САФРОНОВА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)