«От перевозки денег до секретных похорон»: раскрыта тайна давней авиакатастрофы в Приморье
Приморский отряд «АвиаПоиск» с помощью следователей СК по Приморскому краю выяснил обстоятельства гибели советского самолёта Ли-2, который разбился в 1951 году в Шкотовском районе, недалеко от вершины горы Лысая. Вокруг этого крушения ходило множество легенд, от перевозки денег до тайных похорон прямо на месте авиакатастрофы. Оказалось, через 20 минут после взлёта транспортник из-за сильной облачности врезался в гору Лысая, погибли 10 человек, а 17 выжили и были доставлены в больницу.
Следственный комитет в Приморье сообщил о плодотворном взаимодействии с региональной молодёжной общественной организацией «Поисковое объединение АвиаПоиск». Благодаря совместным усилиям были установлены обстоятельства крушения самолета Ли-2, разбившегося в 1951 году почти на вершине горы Лысая. Сам транспортник был найден поисковиками 14 лет назад.
В настоящее время обстоятельства авиакатастрофы и имена погибших установлены. В распоряжении поисковиков теперь имеются фотографии летчиков.
Из архивной справки следует, что 17 октября 1951 года в 15 часов 30 минут транспортник Ли-2 из состава 206-го Гвардейского транспортного авиаполка 21-й транспортной авиадивизии (аэродром Кремово, Михайловский район), взлетел с аэродрома Унаши (старое название «Золотой Долины» в Партизанском районе).
— При выполнении поставленной задачи через 20 минут после взлёта, идя в сплошной облачности, самолет в прямолинейном полёте врезался под вершину горы Лысой, разрушился и полностью сгорел. Весь экипаж и четыре человека из числа пассажиров-военнослужащих погибли, одного человека после катастрофы найти не удалось из-за сильного пожара и разрушения конструкций, – рассказали в СК.
Отряд поисковиков подтверждает, что благодаря помощи краевого Следкома удалось выяснить обстоятельства катастрофы. На своей официальном странице в соцсетях представители подчеркнули, что о найденном самолёте c номером 18422510 прежде ходило много баек. Одна из них – о перевозке генералов и полковников, другой миф – о транспортировке огромной сумме денег, ещё одна легенда – о якобы засекреченном рейсе и тайных похоронах прямо на месте крушения. Мистики добавлял деревянный крест на вершине горы Лысой. В итоге всё оказалось куда проще – никаких тайных захоронений и пропажи людей. Вместо этого плотная облачность, прямолинейный взлёт, столкновение с горой, крушение и пожар, а за ними – спасение 17 оставшихся в живых пассажиров. По данным СК, все они были доставлены в Шкотовский военный госпиталь.
Всего на борту находилось 27 человек. У организации имеются сведения о личностях всех 10 погибших. Это командир корабля Владимир Носов, его помощник Василий Кузнецов, штурман Александр Сырников, авиатехник Андрей Ежов, воздушный стрелок-радист Матвей Тураносов, авиамеханик Николай Соколовский, капитан техслужбы Иосиф Алексейчук, Владимир Исупов, Анатолий Шурухин, Тимирбулат Тукбаев.
Как рассказал VL.ru командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский, следователи оказали большую помощь организации, выступив своего рода промежуточным звеном между ними и Центральным архивом министерства обороны РФ.
— Дело в том, что мы уже и не надеялись установить этот самолёт. Тем более к Новому году. С 2007 года, как работаем над ним, это был самый тяжёлый «висяк». Мы дважды напрямую запрашивали информацию в Центральном архиве минобороны, направляя им номера с найденных моторов. В ответ нам отвечали, что никакой информации нет. Архив предоставлял нам справку по 206-му гвардейскому полку и уведомлял – сведений о самолёте с таким мотором у них не имеется. В то же время сами наши исследователи в центральном архиве не смогли бы работать с документами по самолёту, ведь вся документация после 1945 года засекречена, и людям без формы допуска её смотреть не дадут. И это был для нас тупик. Но благодаря помощи СК архив, отработал и подтвердил информацию, выявил как раз те самые номера двигателей, которые мы им направляли, – рассказал Ярослав Ливанский.
Следующим шагом бойцов «АвиаПоиска» и СК по Приморскому краю станет установление на месте катастрофы на горе Лысой памятной доски.
Фото VL.ru