«Систему надо менять». Мэр Владивостока — о ситуации потопа в городе
Во Владивостоке последний месяц — дожди стеной. Смыло все, что можно было смыть. Общественность постит в социальных сетях фотографии затопленных дорог, улиц, машин, разбитых селевых потоками, задается риторическим вопросом — где ливневки? На пороге — ВЭФ, который город встречает, объективно, не в самом лучшем виде. Ремонт дорог стоит, и на этом фоне многих сильно злят кучи бордюров, на вид, совершенно целых, которые выкапывают строители. Мы встретились с мэром Владивостока, Олегом Гуменюком, и задали ему вопросы, которые сегодня очень волнуют горожан.
— Олег Владимирович, мэру Владивостока в этой ситуации, мягко говоря, не позавидуешь. Как водится, во всем виноват глава, кто же еще? Знаю, вы последние недели без выходных на строительных объектах. Сегодня весь день провели на Ладыгина, Нейбута, и прочих местах. Побывали на местах, где сошли сели с подпорных стен. Что скажете по этому поводу?
— Есть такое слово — стихия. Владивосток оказался в крайне сложной погодной ситуации… Я прошу горожан отнестись к этому со всей серьезностью и с пониманием. Наглядный пример — с селями, сошедшими с подпорных стен. Особенно плачевна ситуация, где вместе с селем на машины рухнул кусок бетона… Но, наверное, все видели фотографии, как расположена эта подпорная стенка. Прямо над ней, под уклоном, — лесной косогор. Товарищи дорогие, если по прогнозу — сильный ливень, зачем же ставить машины в заведомо опасном месте? Зачем сознательно подвергать не только имущество, но и свою жизнь — опасности? Теперь можно говорить много разных слов в адрес мэрии. Городская администрация не снимает с себя ответственности, хотя ситуация с шаткими подпорными стенками не вчера возникла, и это, надеюсь, все понимают. Не говоря уже о том, что селевой поток — явление, в принципе, трудно прогнозируемое.
Еще раз обращаю внимание горожан: ливни такой силы — это не шутки, это всегда потенциальная угроза. Именно поэтому ГИБДД призывает не выезжать на дороги — велика опасность попасть в аварию. Как мэр Владивостока, я призываю горожан не ставить автомашины под деревьями, которые могут упасть, под подпорными стенками. Что может случиться — мы все видели.
Хочу обратиться к родителям — во время проливных ливней не выпускайте гулять детей и сами соблюдайте чрезвычайную осторожность. Могут быть открыты ливневки! Если ливневки открывают наши специалисты, рядом всегда дежурят дорожники. Но, бывает, ливневки открывают сами граждане, автомобилисты. Столкнулся однажды с такой ситуацией возле стадиона «Строитель». Проезжаю мимо в дождь, смотрю, гражданин ломиком решетку поднимает! Я к нему — что вы делаете?! А он отвечает: да это чтоб не затопило… И не волнует, что здесь может проходить человек, и его, упаси боже, затянет в водоворот.
— Про ливневки сегодня в городе говорят все. Самое показательное место — район стадиона «Динамо». Там воды в хороший ливень выше колена, а то и по пояс… Что происходит с системой ливневой канализации в городе? Когда будет ремонт?
— Наверное, я вас удивлю, если отвечу, что капитальный ремонт ливневки на «Динамо» был ровно год назад. Более того, ее после затопления на прошлых выходных проверили, ливневка чистая. Все работает. Почему все тонут? Да потому что ливневка там была сделала много десятков лет назад, и была рассчитана на другой Владивосток. Город растет в сопки. Когда строили эту ливневку, не было домов на Комарова и выше. А это значит, нагрузка на ливневую канализацию возросла, водосбор увеличился. И сейчас та труба, которая в далеком прошлом справлялась с пятью домиками на Фонтанной, не выдерживает пиковых нагрузок.
Сегодня каждая стройка в этом районе своими сетями, трубой, присоединяется к коллектору ливневой канализации, который проходит как раз на «Динамо». Результат налицо. В районе стадиона «Строитель», Добровольского, Зеленого острова — то же самое. То есть, принципиально, нужно строить новые системы. Но это колоссальные затраты, которые не потянет даже краевой бюджет, не говоря о городском. Надеюсь, деньги, рано или поздно, найдутся.
Город, по мере финансовых сил, пытается решать проблему. У нас есть бригада, единственная, наварное, на Дальнем Востоке, у которой есть оборудование — гидродинамические машины — для прочистки сетей ливневой канализации. На эти цели мы тратим в год порядка 47-50 млн рублей. Деньги на ремонт и содержание ливневок выделены в полном объеме, но проблема, образно говоря, глубже… К примеру, в этом году отремонтировали ливневку в районе Зеленого острова, там, где вода раньше стояла часами. Эффект есть. В этот ливень вода там была, но быстро сошла. То же самое было в районе Светланской, Луговой, еще в ряде районов города. Но, к сожалению, полностью избежать затопления без новой системы ливневой канализации невозможно. Особенно в ситуации, когда за полтора часа выпадает сорок миллиметров осадков.
— То есть, пока на «Динамо» и в других местах в дождь не ездить? По принципу: спасение утопающих — дело рук самих утопающих?
— Давайте будем исходить из реальности. Когда дождь идет стеной, и очевидно, что ливневка не справляется, в места затопления ехать не надо. У нас, конечно, город морской, и все в душе моряки, и все надеются на привычный русский авось, но здравый смысл никто не отменял. Стихийное бедствие — а речь идет именно об этом, диктует свои законы.
— Горожан традиционно волнует ремонт дорог. Закрыли спуск с проспекта Красоты, все ринулись по спуску с Володарского, на Пушкинскую, а там, такое чувство, что танки грохотали…
— Знаю ситуацию. Был там лично, не раз. На Володарского — в субботу. По этой дороге с сопки несется поток воды, все размыто. Закончатся осадки — займемся дорогой. На Пушкинской сделана основа под ямочный ремонт. Но в дождь класть асфальт невозможно. И после дождя, по технологии, нужно время, чтобы все просохло. А у нас дожди идут, практически, не прекращаясь!
Хочу заметить, что по муниципальным контрактам подрядчики обязаны отремонтировать дороги до 30 октября. Синоптики прогнозируют солнечный сентябрь. Уверен, в сроки мы уложимся. Всего в процессе ремонта на данный момент 16 дорог в одной программе, 11 дорог — в другой программе, по краевым деньгам — еще 9 дорог. Это очень приличный объем. Ремонт спуска с проспекта Красоты, где делается ливневка, будет закончен в общие сроки, к 30-му октября. Понятно, что к ВЭФ нужно было привести в полный порядок дороги так называемого центрального маршрута. Это было сделано в первую очередь.
— А еще жителей Владивостока очень возмущают вывороченные бордюры, совсем еще хорошие. Зачем их меняют?
— Кто сказал, что их меняют? Гранитный бордюр износостойкий. Мы его, конечно же, не выкидываем. Заменяем только битые, колотые бордюры. Это порядка 30% от общего количества. По технологии ремонта дорог без бордюров не обойтись. Не выкапывать бордюры при ремонте дорог невозможно. Асфальт поднимается на новый уровень, и бордюры должны быть подняты вместе с ним. Причем, прежде чем класть асфальт, надо положить бордюрный камень. Нигде и никогда не бывает иначе.
— Олег Владимирович, как у вас настроение в связи с этой погодой и упреками в ваш адрес со стороны горожан?
— Рабочее настроение. На месте с командой не сидим, сегодня ночной объезд по дорогам. Как говорится, нам бы день постоять, да ночь продержаться. И солнца бы нам, во Владивосток…
Лада ГЛЫБИНА
Фото Анастасии КОТЛЯРОВОЙ и Евгения КУЛЕШОВА