Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Вот эти – из настоящего молока»: названы марки сыра, которые можно и нельзя покупать

Рубрика: Бизнес
22.03.2022

По поручению правительства РФ Роскачество совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором приступило к всероссийскому исследованию полутвердого сыра массового сегмента. Мониторинг охватывает 116 торговых марок и пять видов полутвердых сыров: «Российский», «Тильзитер», «Эдам», «Гауда» и сыр «Голландский», которые продаются по всей стране, в том числе в торговых сетях Приморья. Основная цель исследования — выяснить, можно ли потребителю в этой ценовой категории сыров найти безопасную и качественную продукцию, а также вносят ли производители в сыр жиры немолочного происхождения.

Первый вид сыра, который Роскачество проверило в рамках всероссийского мониторинга — «Голландский». Эксперты закупили 30 торговых марок стоимостью не дороже от 390 до 649 рублей за килограмм продукта (на момент закупки). Все сыры — российского производства.

По мнению экспертов рынка, основными способами удешевления сыра могут быть: использование некачественного молока (например, подлежащего утилизации из-за применения ветеринарных препаратов), сокращение срока созревания сыра и т д. Кроме того, недобросовестные производители в целях удешевления производства могут молочный жир заменять жирами немолочного происхождения. К жирам немолочного происхождения относятся как животные жиры (говяжий, свиной), так и растительные масла (пальмовое, кокосовое и соевое).

— При покупке сыра в магазине нельзя определить, добавлены в него жиры немолочного происхождения или нет. Это можно сделать только в лаборатории. Чтобы определить, есть в сыре растительные жиры или нет, в лаборатории продукт изучают на наличие в нем фитостеринов, — объяснили эксперты.

Роскачество выяснило, что в сыре только четырех марок из 30 исследованных обнаружены растительные жиры, о чем свидетельствует присутствие фитостеринов в составе. Фитостерины обнаружены в сырах «Гермес», «Тюкалинский», «Сыродел»  и «Сырная долина». В этой же продукции эксперты выявили несоответствие норм по жирнокислотному составу.

— Полутвердые сыры, например «Российский», «Голландский» и т. д. — одни из самых молокоемких продуктов. Это значит, что для их производства необходимо много молока. Для производства одного килограмма полутвердых сыров нужно от 8 до 12 литров, для выдержанных — до 20 литров. Это молоко должно быть с высоким содержанием жира и белка, а оно довольно дорогое. Сырое молоко базовой жирности стоит сегодня от 30 рублей за литр и выше в зависимости от региона. Соответственно, на килограмм сыра молока нужно минимум на 240 рублей. Это стоимость сырья. Помимо этого, нужно на заводе произвести из этого сырья продукт, потратиться на упаковку, заплатить сотрудникам, привезти все на склады или в торговые сети, которые добавят сверху свою маржу, — прокомментировал генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.

При этом, результаты исследования «Голландского» сыра показали, что низкая цена сыра не всегда говорит о том, что перед вами фальсификат. Продукция 13 торговых марок из 30 стоимостью от 449 до 649 рублей за килограмм продукта отвечала всем требованиям законодательства. Это сыр марок «Белебеевский», «Брюкке», «Ичалки», «Красная цена», «Круглый год», «Моя цена», «Первым делом», «СБРОАО Беловежские сыры», «Староминский сыродел», «Слуцкий сыродельный комбинат», «Сыробогатов», «То, что надо!» и «Фасоль». В остальных случаях сыры оказались с различными нарушениями и несоответствиями. В большей степени продукция не соответствовала требованиям ГОСТа по органолептическим показателям, связанные с пороками вкуса и запаха (например, горький или с дрожжевым привкусом), а также с консистенцией сыра. Установленные техническим регламентом нормы по антибиотикам превышены в сырах «Мамадыш», ТМ «Надежда» и «Алтайские сыровары»

Наиболее вкусным и отвечающим всем требованиям по органолептическим показателям стал сыр 11 марок, в том числе «Белебеевский», «Ичалки», «Красная цена», «Круглый год» и «Староминский сыродел».

— В России сыр — традиционный продукт, который вместе с соседней Белоруссией мы производим в достаточном количестве, — уточнил Артем Белов. — В условиях высокой конкуренции, а также, когда снижается покупательская способность, производители стремятся снизить цену сыра на полке. При этом низкая стоимость не всегда прямо говорит о фальсификации, что подтверждают результаты исследования Роскачеством сыра категории массового сегмента. Есть и другие механизмы привлечения покупателя, например, скидка при выводе на рынок нового бренда или снижение цены на один продукт линейки за счет повышения цены или объема поставок другого.

Таким образом, исследование Роскачества показало, что среди сыра массового сегмента по низкой цене можно купить как качественный сыр «Голландский», отвечающий всем требованиям законодательства, так и товар с признаками фальсификации.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА