«Почему был стёрт с лица земли великий народ?»: на этот спектакль трудно достать билеты
На сцене приморского драматического театра молодёжи с успехом идет спектакль «Легенда Уссурийского края» по пьесе Елены Аксёновой. Билетов в день представления традиционно нет. Этим спектаклем Приморский краевой драматический театр молодежи подключился к мероприятиям, посвященным празднованию 150-летия со дня рождения знаменитого русского путешественника, исследователя Дальнего Востока, этнографа, писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева.
История о том, почему был стёрт с лица земли великий народ, когда-то создавший Золотую империю, неизменно завораживают публику.
Постановка основана на легенде о чжурчжэньском царе Куань-Юне, записанной выдающимся этнографом Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым во время путешествий по Уссурийскому краю, а также на книгах современного историка-археолога Александра Мезенцева.
Спектакль был поставлен в честь 150-летия со дня рождения Арсеньева.
— Мы обратились к этой теме прежде всего потому, что это касается истории. Я убежден, что историю своей страны, своего родного края должен знать каждый человек, — рассказывает директор театра Игорь Селезнев. — Особенно это важно нынешней ситуации. Когда каждый житель России по-новому осознает свою принадлежность к своей стране. Легенды — это очень мощный нарратив. Почему они слагаются, почему живут в веках, передаваясь из уст в уста? Прежде всего потому, что это память народа. Одно из таких устных преданий о нашем крае записал знаменитый путешественник Владимир Арсеньев. И мы с большим удовольствием решили поставить эту захватывающую историю. Образно выражаясь, пролить свет театральной рампы на самый «тёмный» период в средневековой истории Приморья. Спектакль идет уже год, и люди идут и идут. Ведут детей.
Эта легенда даёт ответ на вопрос: как и почему был стёрт с лица земли великий и сильный народ, когда-то создавший Золотую империю. Она до сих пор будоражит воображение краеведов, историков, побуждает к исследованиям.
Пьесу «Легенда Уссурийского края» написала приморский драматург Елена Аксёнова. В основе — книга краеведа Александра Мезенцева, он консультант постановки.
Спектакль был создан совместными усилиями сотрудников приморского театра и приглашенных специалистов. В частности, художник-постановщик Петр Окунев из Мариинского театра, равно как и видео-художник Вадим Дуленко. Вместе с художником по свету Сергеем Силко (Театр молодежи) им удалось создать очень интересное, в плане сценических решений, художественное пространство.
— Мы не собирались делать из спектакля этнографическую выставку, — подчеркивает художник Петр Окунев. – Была поставлены иная задача.
«Спектакль полон драматического напряжения, неожиданных поворотов линии действия, борьбой и накалом чувств главных героев — потомков древнего правящего рода империи чжурчженей, — рассказывает в своей рецензии Наталья Федоровская, доктор искусствоведения директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ. — Перед зрителями оживает легендарный период средневековой истории территории вокруг современного Уссурийска (село Никольское, город Никольск-Уссурийский), долины реки Партизанской (Сучан, Су-чэн) и других мест, хорошо известных любителям истории Приморья. На рубеже XIX–XX веков Путник (артист Анатолий Мягких), в чертах которого легко угадывается сам В. К. Арсеньев, встречает Старика (Александр Стрелков), от которого узнаёт удивительную историю о любви и верности, предательстве и коварстве.
Несмотря на обилие ярких мужских персонажей ключевой фигурой спектакля становится красавица жена Цзинь-я-тай-цзы — княгиня Хун-лэ-нюй.
Актриса Мария Стратулат передаёт многогранный образ героини, которая мудра и отважна, предупреждает любимого об опасности, но, не имея возможности его остановить, следует за ним, разделяя трагическую судьбу. В конце спектакля перед лицом потрясённого Путника и замерших в напряжении зрителей погибшая Хун-лэ-нюй, ставшая духом водопада, одиноко, в вечной скорби стоит на сцене среди павших воинов.
Противостоит главным героям коварный царь Куань-Юн (актёр Николай Тирищук), он — сценическое воплощение восточных правителей антигероев.
Режиссёром-постановщиком спектакля «Легенда Уссурийского края» выступил Виталий Дьяченко.
— Тут на самом деле поле неизведанного! Мы приглашаем зрителя от 6 лет, и до бесконечности, — говорит режиссер.
Команда театра проделала большую работу, чтобы с помощью декораций, света, звука и актерской игры передать дух эпохи чжурчжэней. Артисты демонстрируют батальные сцены с палками в стиле боевого искусства ушу. Постановщиком боев стал представитель федерации ушу в Приморье Сергей Чагай.
—»Легенда Уссурийского края» — это прекрасный подарок жителям и гостям Приморского края к юбилею Владимира Арсеньева, — подчеркивает доктор искусствоведения Наталья Федоровская. — Именно поэтому спектакль находит отклик у зрителей любого возраста. В нем есть все для привлечения широкой публики — привлекательный визуальный ряд, динамичный сюжет, яркие кульминации, неожиданные развязки, философский подтекст. Постановка Театра молодежи — это, прежде всего, не столько погружение в аутентичную историческую эпоху, что по объективным причинам невозможно, сколько создание ощущения таинственного чжурчжэньского средневековья. Этот спектакль направлен на возрождение интереса к истории Приморского края и несет послание потомкам — жизнь скоротечна, даже Боги и горы исчезают в веках, но что же будет, если ничего не станет, не может быть, чтобы ничего не стало.
Валерия МУХИНА
Фото: ИА PrimaMedia и Валентина Труханенко
Материал подготовлен в рамках проекта «Год Арсеньева в Приморье»