«Бухта затонувших кораблей»: Елена Пархоменко раскрыла тайны Золотого Рога
Бухта Золотой Рог – это одновременно красота, гордость, но и печаль Владивостока. Экология красивейшей бухты, которая служит визитной карточкой города, неизменно вызывает много вопросов у жителей столицы Приморья. Главные из этих вопросов мы решили задать зампреду правительства Приморья, курирующего вопросы экологии, Елене Пархоменко.
— Елена Александровна, бухта Золотой Рог – это лицо города. Это то, что в первую очередь видят гости Владивостока. Вопросов по экологии бухты традиционно много. В частности, как быть с теми ГСМ, которые сливают корабли, стоящие там возле причальных стенок?
— Действительно, бухта Золотой Рог находится в центре нашего города, и так случилось, что здесь у нас и пассажирский вокзал, и логистические цепочки торгового и рыбного портов, стоянки судов, в том числе, и военных. Подчеркну, что состояние бухты — это область не только государственного надзора, но и ответственность капитанов портов. Нам регулярно присылают отчеты о состоянии акватории, о выявленных нарушениях теми или иными судоходными компаниями. Безусловно, основной загрязнитель – это именно суда. В процессе перевалки, загрузки, бывает, что нефтепродукты попадают в бухту. У капитанов портов есть договоры на очистку и ликвидацию загрязнений. Они обязаны осуществлять эти действия. При этом выявляются нарушители и предъявляется ущерб. Росприроднадзор осуществляет надзор. Поверьте, все компании, допустившие нарушения природоохранного законодательства в этой области, привлекаются в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.
— Многих жителей интересует, как обстоят дела с объявленной ранее программой подъема затонувших кораблей?
— Это новая федеральная программ, называется она «Генеральная уборка». Программа будет реализовываться на территории всех субъектов РФ, где находятся морские акватории, и Приморский край активно включился в работу. Мы ведем совместную работу с Минтрансом и Минприроды. Опять же, капитанов морских портов подключили. Весь перечень затонувших судов уже определен и цифровизирован.
— Сколько таких судов?
— По плану в текущем году планируется поднять три судна.
— Это с Золотого Рога?
— В том числе и с Золотого Рога.
— Наверное, это очень дорого. Уже есть желающие выполнить работы?
— Да, это дорогостоящие мероприятия. Поэтому сам механизм отрабатывается. Предполагается, что будет какой-то единый оператор назначен, потому что все эти процедуры по подъему достаточно сложные, в то время как федеральная компенсация предусматривается только после подъема.
— Елена Александровна, подозреваю, на такие условия желающих найти непросто. А зачем их вообще поднимать, эти суда? Лежали там сто лет, и пусть бы еще лежали.
— Хороший вопрос. Если корабли мешают судоходству, то, конечно же, их нужно поднимать в обязательном порядке, например, если затонувшее судно лежит возле причальной стенки, мешает судоходству.
— То есть, те, которые мешают, будут первыми вытаскивать?
— Да, в первую очередь, конечно. Второй вопрос – это все-таки вред окружающей среде. Должна быть оценка экологического воздействия. Насколько это судно, которое затонуло много-много лет назад, ощутимо влияет на окружающую среду? Это тоже достаточно важный вопрос, но уже требующий экологической оценки, то есть достаточно объемного труда.
— Что еще загрязняет Золотой Рог, кроме судов?
— Нельзя забывать о том, что один из серьезнейших уровней загрязнения дает поверхностный сток, ливневая канализация. Особенно в период обильных осадков. Дело в том, что единая система ливневой канализации во Владивостоке, к сожалению, отсутствует. Если говорить об отдельных каких-то фрагментах, она, безусловно, есть, но вы же понимаете, как часто у нас приходят тайфуны, и тогда тонут целые участки города. В районе «Динамо», Пограничной, Спортивной. О чем это говорит? О том, что город активно строился, расширялся, но никто не озадачился серьезными проблемами инфраструктуры в виде устройства ливневой канализации, которая просто отсутствовала в ряде микрорайонов. Учитывая рельефность нашего города, безусловно, сток идет на самый нижний уровень городских отметок. А когда осуществляется активный сброс воды, она куда попадает? В морскую акваторию. И несет с собой все смывы, в том числе нефтяные продукты, мусор.
— И, канализацию, опять же…
— Канализация – это вторая проблема. Иногда обнаруживаются вообще незаконные врезки в ливневые коллекторы канализационных стоков. Трудно уследить. Какие-то вновь образуемые фирмочки без всякого зазрения совести, без всяких разрешений врезаются, и спокойно все сливают. Здесь надо жестко все выявлять. Это серьезная работа, Водоканал этим занимается, конечно, но это такая, небыстрая история. Учитывая, что у нас сейчас будет глобальная замена теплосети, — вы же помните техногенную нашу аварию, которая произошла зимой на теплосети ДГК, как раз на этом участке, — с наступлением тепла, в мае, начнутся эти работы, и параллельно будут выявляться незаконные врезки в ливневую канализацию.
У нас есть уже четко запланированный график, прямо подекадный, выполнения этих работ. Сначала замена теплосети магистральной, она глобальная, большая, там диаметры большие, а потом еще и благоустройство Набережной.
— А что с нашими очистными сооружениями? Помнится, они были выстроены накануне саммита. Задам глупый вопрос — они работают вообще?
— Конечно, работают. Когда мы готовились к саммиту, были построены три комплекса очистных сооружений во Владивостоке – Северные, Южные и Центральные. Это современнейшие, очень дорогостоящие объекты. На сегодняшний день очистные работают не в полную мощь, но находятся в нормативном состоянии. К сожалению, стоки не всех городских микрорайонов зарегулированы на эти очистные сооружения, потому что коллекторы недостроены, где-то они уже старые и протекают, где-то действительно необходимо просто перекладывать, реконструировать их. Сейчас мы занимаемся этим вопросом. На сегодняшний момент в Золотой Рог попадают стоки четырех коллекторов. За последние десять лет было выполнено вдвое больше работ по перехвату стоков. Мы уже видим результаты. Последнее, что было в прошлом году выполнено, это строительство и ввод в эксплуатацию двадцать седьмой КНС, это канализационно-насосная станция, которая позволила также собрать достаточно большой объём стоков.
— И куда эти стоки были направлены?
— На очистные сооружения Южные, через построенные канализационно-насосные станции. Нам удалось направить на очистные сооружения большой объём, порядка семи с половиной — восьми тысяч кубометров. Поверьте, у Правительства Приморья в планах всё-таки решить проблему бухты Золотой Рог. Понятно, что имеет место общий объем недофинансирования. Проектирование — это глобальный по времени процесс прохождения экспертиз. Но мы очень будем стараться выполнить все в течение 2022-23 года. Задача — решить максимальное количество проблем, которые связаны с самой красивой бухтой Владивостока.
Александр КОЗЛОВ
Материал подготовлен в рамках проекта «Приморье – среда обитания»