Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Бухта затонувших кораблей»: Елена Пархоменко раскрыла тайны Золотого Рога

Рубрика: Важное, Общество
14.04.2022

Бухта Золотой Рог – это одновременно красота, гордость, но и печаль Владивостока. Экология красивейшей бухты, которая служит визитной карточкой города, неизменно вызывает много вопросов у жителей столицы Приморья. Главные из этих вопросов мы решили задать зампреду правительства Приморья, курирующего вопросы экологии,  Елене Пархоменко.  

— Елена Александровна, бухта Золотой Рог – это лицо города. Это то, что в первую очередь видят гости Владивостока. Вопросов по экологии бухты традиционно много. В частности, как быть с теми ГСМ, которые сливают корабли, стоящие там возле причальных стенок?

— Действительно,  бухта Золотой Рог находится в центре нашего города, и так случилось, что здесь у нас и пассажирский вокзал, и  логистические цепочки торгового и рыбного портов, стоянки судов, в том числе, и военных.  Подчеркну, что состояние бухты — это область не только государственного надзора, но и ответственность капитанов портов.  Нам регулярно присылают отчеты о состоянии акватории, о выявленных нарушениях  теми или иными судоходными компаниями.  Безусловно, основной загрязнитель – это именно суда. В процессе перевалки, загрузки, бывает, что нефтепродукты попадают в бухту. У капитанов портов есть договоры на очистку и ликвидацию загрязнений. Они обязаны осуществлять эти действия. При этом выявляются нарушители и предъявляется ущерб.  Росприроднадзор осуществляет надзор.  Поверьте, все  компании, допустившие нарушения природоохранного законодательства в этой области,  привлекаются в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.

— Многих жителей интересует, как обстоят дела с объявленной ранее программой подъема  затонувших кораблей?

— Это новая федеральная программ, называется она «Генеральная уборка». Программа  будет реализовываться на  территории всех субъектов РФ, где находятся морские акватории, и Приморский край активно включился в работу.  Мы ведем совместную работу  с Минтрансом и Минприроды. Опять же, капитанов морских портов  подключили.   Весь перечень затонувших судов  уже определен и цифровизирован.

— Сколько таких судов?

—  По плану в текущем году  планируется поднять три судна.

— Это с Золотого Рога?

— В том числе и с Золотого Рога.

— Наверное, это очень дорого. Уже есть желающие выполнить работы?  

— Да, это дорогостоящие мероприятия.  Поэтому сам механизм  отрабатывается. Предполагается, что будет какой-то единый оператор назначен, потому что все эти процедуры по подъему достаточно сложные, в то время как федеральная компенсация предусматривается  только после подъема.

— Елена Александровна, подозреваю, на такие условия желающих найти непросто. А зачем их вообще поднимать, эти суда?  Лежали там сто лет, и пусть бы еще лежали.

— Хороший вопрос. Если корабли мешают судоходству, то, конечно же, их нужно поднимать в обязательном порядке, например, если  затонувшее судно лежит возле причальной стенки, мешает судоходству.

— То есть, те, которые мешают, будут первыми вытаскивать?

— Да, в первую очередь, конечно. Второй вопрос – это все-таки вред окружающей среде. Должна быть оценка экологического воздействия.  Насколько это судно, которое затонуло много-много лет назад, ощутимо влияет на окружающую среду? Это тоже достаточно важный вопрос, но  уже требующий экологической оценки, то есть достаточно объемного труда.

Что еще загрязняет Золотой Рог, кроме судов?

— Нельзя забывать о том, что один из серьезнейших уровней загрязнения дает поверхностный сток, ливневая канализация. Особенно в период обильных осадков. Дело в том, что единая система ливневой канализации во Владивостоке, к сожалению, отсутствует. Если говорить об отдельных каких-то фрагментах, она, безусловно, есть, но вы же понимаете, как часто у нас  приходят тайфуны, и тогда тонут целые участки города. В районе «Динамо»,  Пограничной,  Спортивной. О чем это говорит? О том, что город активно строился,  расширялся, но никто не озадачился  серьезными проблемами инфраструктуры в виде устройства ливневой канализации, которая просто отсутствовала в ряде микрорайонов. Учитывая рельефность нашего города, безусловно, сток идет  на самый нижний уровень городских отметок. А когда осуществляется  активный сброс воды, она куда попадает? В  морскую акваторию. И несет с собой все смывы, в том числе нефтяные продукты, мусор.

— И, канализацию, опять же…

— Канализация – это вторая проблема.  Иногда обнаруживаются вообще незаконные врезки в ливневые коллекторы канализационных стоков. Трудно уследить. Какие-то вновь образуемые  фирмочки без всякого зазрения совести, без всяких разрешений врезаются, и спокойно все сливают.  Здесь надо жестко все выявлять. Это серьезная работа, Водоканал этим занимается, конечно, но это такая, небыстрая история. Учитывая, что у нас сейчас будет глобальная замена теплосети, — вы же помните техногенную нашу аварию, которая произошла зимой на теплосети ДГК, как раз на этом участке, — с наступлением тепла, в мае, начнутся эти работы, и параллельно будут выявляться  незаконные врезки в ливневую канализацию.

У нас есть уже четко запланированный график, прямо подекадный, выполнения этих работ. Сначала замена теплосети магистральной, она глобальная, большая, там диаметры большие, а потом еще и благоустройство Набережной.

— А что с нашими очистными сооружениями? Помнится, они были  выстроены накануне саммита. Задам глупый вопрос — они работают вообще?  

— Конечно, работают. Когда мы готовились к саммиту, были построены три комплекса очистных сооружений во  Владивостоке – Северные, Южные и Центральные. Это  современнейшие, очень дорогостоящие объекты. На сегодняшний день очистные работают не в полную мощь,  но находятся в  нормативном состоянии. К сожалению,  стоки не всех городских микрорайонов  зарегулированы на эти очистные сооружения, потому что коллекторы недостроены, где-то они уже старые и протекают, где-то действительно необходимо просто перекладывать, реконструировать их. Сейчас мы занимаемся этим вопросом. На  сегодняшний момент в Золотой Рог попадают стоки четырех коллекторов. За  последние десять лет было выполнено вдвое больше работ по перехвату стоков. Мы уже видим результаты. Последнее, что было в прошлом году выполнено, это строительство и ввод в эксплуатацию двадцать седьмой КНС, это канализационно-насосная станция, которая позволила также собрать достаточно большой объём стоков.

— И куда эти стоки были направлены? 

— На очистные сооружения Южные, через построенные  канализационно-насосные станции. Нам удалось направить на очистные сооружения  большой объём, порядка семи с половиной — восьми тысяч кубометров. Поверьте, у  Правительства  Приморья  в планах всё-таки решить проблему бухты Золотой Рог. Понятно, что имеет место общий объем недофинансирования. Проектирование — это глобальный по времени процесс прохождения экспертиз. Но мы очень будем стараться выполнить все в течение 2022-23 года. Задача — решить максимальное количество проблем, которые связаны с  самой красивой бухтой Владивостока.

Александр КОЗЛОВ

Материал подготовлен в рамках проекта «Приморье – среда обитания»