«Смысла бояться нет»: эксперт по финансам — о первом шоке и перспективах рубля
Экономика России начала стабилизироваться спустя два месяца с начала спецоперации на Украине, считает международный финансовый советник и эксперт по управлению личными финансами из Приморья Вячеслав Новосёлов. Страна отошла от первого шока и приспособилась к санкционному давлению.
Ряд ограничительных мер был вынужден ввести Центральный банк России, в том числе запрет на выкуп ценных бумаг и установку лимита на снятие валют, чтобы сбалансировать экономические показатели страны. Сейчас, достигнув равновесия, банк приступил к постепенному смягчению ограничительных мер.
Так, с 8 апреля ЦБ снизил ключевую ставку до 17% годовых, а с 18 апреля разрешил покупку наличной валюты, которая поступила в кассы начиная с 9 апреля 2022 года.
«Первый шок у страны и населения прошел. Экономика привыкает к сложившимся обстоятельствам и санкциям, потому Центральный банк постепенно смягчает свои ограничения. Необходимо понимать, что все действия банка – повышение ключевой ставки, запрет на выкуп ценных бумаг, лимиты на снятие валют – делались для стабилизации финансовых рынков.
Россия неплохо справляется со всеми вызовами. Высокие цены на энергоносители и сырье поддерживают страну на хорошем уровне, поэтому на данный момент мы намного устойчивее, чем в том же 2014 году», — говорит Вячеслав Новоселов.
Доцент Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуард Джагитян отмечает, что политика Центробанка намеренно приспосабливает российскую экономику к санкционному давлению так, чтобы она показывала постепенные движение вперед
«Все меры Центрального банка России входят в конституционные обязанности регулятора и нацелены на достижение экономической сбалансированности. Чтобы цены не росли слишком быстро, а инфляция была соразмерна доходам по накоплениям», — подчеркивает Эдуард Джагитян.
По словам профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана, действия Центробанка позволили унять панику и нормализовать ситуацию, инфляция начала замедляться. Среди действенных мер он называет снижение ставки и отмену комиссии за покупку валюты.
«Мы хорошо помним, что ещё месяц назад с банковских счетов было оперативно снято порядка 7 трлн рублей. Уже к 20 числам марта, по словам председателя ЦБ, дефицит ликвидности упал в 2 раза, до 3,5 трлн рублей. То есть высокая ставка позволила людям, которые забрали деньги, задуматься и вернуть деньги в банки», — говорит Евгений Коган.
Эксперты сходятся во мнении, что экономике страны не избежать инфляции, однако к этому можно подготовиться.
«Нет смысла боятся того, на что мы не можем повлиять, в том числе — инфляции. Она будет в рамках 20% и связана не с обесцениваем валюты, а с ростом цен на товары, продовольствие и логистику. Это нужно принять и начинать адаптироваться. Менять работу, больше зарабатывать и учиться распоряжаться своими финансами», — говорит международный финансовый советник Вячеслав Новоселов.
В целом, эксперты оценивают действия Центробанка как аккуратные, а экономику страны спустя два года с начала спецоперации – стабильной.
«Сегодня мы можем говорить о стабилизации российской экономики. Еще не о восстановлении, но уже о стабилизации», — заключает Новоселов.
Анна Быстрова