Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«В тяжкую для России годину отчизну не брошу»: почему Арсеньев не уехал из страны?

30.04.2022

Имя Владимира Клавдиевича Арсеньева, выдающегося путешественника, писателя, исследователя, относится к галерее тех незабвенных имен в истории науки и культуры, которые являются  гордостью не только дальневосточного региона, но известны во всей России и за ее пределами.  Изучению Приморья Арсеньев посвятил тридцать лет своей активной жизни. О значении личности Арсеньева для развития Приморского края рассказал Виктор Шалай, директор Музея истории Дальнего Востока.

 — Насколько нам известно, во Владивосток Арсеньев получил назначение, будучи военным разведчиком?

— Так и есть. Владимир Клавдиевич Арсеньев был офицером-разведчиком, военным топографом.  После окончания военного училища и службы в Польше, в  1900 году Владимир Клавдиевич  добился перевода в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк, расквартированный на Дальнем Востоке. Здесь он был  начальником сначала одного, а потом нескольких отрядов, так называемых «охотничьих команд», несших патрульно-пограничную службу по всей территории края.

Как Арсеньев принял революцию?

— Он не уехал, хотя мог бы. Это уже говорит о многом. Один фрагмент воспоминаний его первой супруги даже имеет подзаголовок «Почему Арсеньев не уехал за границу». С небольшими сокращениями он выглядит так: «У Володи было много денег и знакомых, русских и иностранцев. США предлагали ему, почетному члену Географического общества, выехать в Америку. Он вежливо отклонил. «В тяжкую для России годину отчизну не брошу».

В 1918 году Арсеньев  окончательно принял платформу большевиков – сделать советскую Россию сильной страной, поднять промышленность, наладить выпуск самолетов, пушек, танков, автомашин собственными силами, а не покупать их за границей; укрепить армию так, чтобы не было у Красной Армии поражений… Он мог выехать в Маньчжурию, Японию, в Америку, в Европу – куда хотел, – но не поехал».

В целом к смене власти в стране он отнёсся положительно и практически сразу же стал комиссаром Временного правительства по инородческим делам Приморской области и даже совершив две поездки в этой должности – в устье Амура и на реку Тунгуску.

-Какие главные вехи деятельности Арсеньева при Советской власти?

— В течение нескольких последующих лет после окончания Гражданской войны Владимир Клавдиевич меняет множество мест работы. Он  занимается устройством переселенцев, инспектирует рыбные и пушные промыслы, преподает в университете, заведует краеведческим музеем… И вместе со всем этим выступает с докладами, производит археологические раскопки, совершает экспедиции, работает над книгами.. В 1921 году во Владивостоке выходит его первый литературный труд — «По Уссурийскому краю», изданный на средства автора. Вторая книга, ставшая в будущем прославленной — «Дерсу Узала», увидела свет в 1923 году и тоже был издана на деньги Владимира Клавдиевича.

В начале 1930 года он принял на себя обязанности начальника Бюро экономических изысканий новых железнодорожных магистралей. Подготовил и отправил девять экспедиционных отрядов. Обобщил материалы, связанные с изучением палеоазиатских и тунгусо-маньчжурских народов. Выехал в низовья Амура для проверки работы экспедиционных отрядов. Простудился и заболел воспалением легких. Это в августе! Видимо, организм, подорванный нелегкими скитаниями по тайге и продолжительными голодовками, не выдержал.

Умер Владимир Клавдиевич скоропостижно, спустя неделю после возвращения. 4 сентября 1930 года сердце неутомимого исследователя перестало биться. Остались жена, дочь и и незавершенная работа.

К несчастью, злой рок, преследовавший в последние годы выдающегося путешественника, продолжал тяготеть над его близкими. В 1938 году была арестована и расстреляна его жена, заключена в тюрьму 17-летняя дочь. Расстрелян старший брат Анатолий, а семья его репрессирована. Но тогдашняя власть, методично и безжалостно душившая любое инакомыслие, так до конца и не смогла замолчать или развенчать имя прославленного исследователя и плоды его трудов. Они говорили сами за себя.

Валерия МУХИНА 

Материал подготовлен в рамках проекта «Год Арсеньева в Приморье»