«Тактический ядерный удар возможен»: военный обозреватель — о том, что страшнее всего
В последние дни в медиа-пространстве активно обсуждается возможность применения ядерного оружия на Украине. Российские эксперты говорят о том, что не исключена сознательная провокация со стороны Вооруженных Сил Украины, чтобы затем обвинить в этом Россию, с рядом вытекающих последствий. Мы попросили прокомментировать ситуацию писателя, журналиста и военного обозревателя из Владивостока Алексея Суконкина.
— Насколько серьезно следует относиться к муссированию темы ядерного удара на территории Украины?
— Достаточно серьезно. Напомню, что недавно США приняли закон, согласно которому они намерены использовать свои войска на территории Украины, если решат, что там было применено оружие массового поражения, — химическое, бактериологическое или ядерное. Есть все основания считать, что США заинтересованы в таком развитии сюжета. У Соединенных штатов стоит задача – максимально затянуть войну в Европе. Сегодня ситуация для Украины там не очень радостная. Как бы там ни было, Российская Армия оказалась мощнее, чем предполагали в НАТО. Мы видим, что наши войска последовательно перемалывают ВСУ. То есть остался месяц, максимум – два, до уничтожения основных боевых сил Украины, после чего ВСУ должно перейти к полупартизанской войне, используя западное вооружение.
В Европе же, в свою очередь, начинают осознавать, что они сами себе в ногу стреляют – санкции больно бьют, прежде всего, по уровню жизни европейцев. Общественное мнение в западных странах также начинает разворачиваться в другую сторону. В частности, по провокации в Буче. Западные эксперты уже в голос говорят о том, что люди, погибшие в Буче, не были убиты из стрелкового оружия, как это заявлялось Киевом, а погибли от разрывов артиллерийских снарядов. Можно еще привести массу развенчанных мифов.
При таком уровне манипуляций от США можно ожидать чего угодно. В том числе и провокацию в виде реального ядерного удара, который можно сразу голословно списать на Россию.
— Но что будет со стороны России в ответ на ожидаемую провокацию?
— Здесь вступает в действие российская ядерная доктрина. То есть, если будет иметь место провокация с оружием массового поражения, и НАТО введет на территорию Украины свои войска, которые будут угрожать безопасности РФ или российским подразделениям, то игра начнется совсем по иным правилам. Поймите, с контингентом НАТО невозможно будет справиться обычным конвенционным вооружением. Остается единственная возможность – применять тактические ядерные удары. Это ниже порога «стратегического реагирования» и скорее всего, не приведёт к большой ядерной войне, но всё же.
— Алексей, это очень страшно звучит…
— Могу сказать, что ядерные взрывы на Украине уже происходили, это было во времена СССР. Это были так называемые промышленные или народнохозяйственные ядерные взрывы, по своей мощности сопоставимые тактическим зарядам. Ими создавали подземные каверны для хранения газа, «прозванивали» тектонические слои для поиска полезных ископаемых и даже тушили пожары на газовых месторождениях. По своей мощности они на порядок слабее тех зарядов, которые были использованы американцами в Хиросиме и Нагасаки. Понятно, что они не были нацелены на уничтожение, это немного другое. Однако, и сверхоружием это назвать нельзя.
— То есть, вы серьезно полагаете, что без этого, при вмешательстве НАТО, не обойтись?
— Приведу чисто технический пример: чтобы уничтожить находящийся в обороне мотопехотный батальон противника, необходимо потратить обычных боеприпасов в размере, условно, десяти железнодорожных составов. Или с этой задачей справится один небольшой тактический ядерный удар в одну-две килотонны. Это один момент. Второй, самый главный, — это практически единственный серьезный аргумент, чтобы привести в чувство руководство США – и они это прекрасно знают. Разумеется, мы сейчас говорим исключительно с опорой на существующую в России ядерную доктрину, а в ней четко прописано, когда применять ядерный арсенал, а когда его применение невозможно.
— Но ведь это же чревато ядерной войной?
— Не думаю. Как бы это не звучало, но тактические ядерные удары – это не повод для большой ядерной войны. Для США, Англии или Германии война в какой-то мало нужной им Украине не стоит того, чтобы подвергать угрозе безопасность собственных стран. Понятно, что в ядерной войне не будет победителей, это будет закат цивилизации, поэтому в здравом уме на обмен стратегическими ядерными ударами никто не пойдет. Тем более, что наш министр иностранных дел Сергей Лавров чуть ли не ежедневно говорит, что Россия не собирается применять на Украине ядерное оружие. Конечно, никому не хочется доводить дело до глобальной катастрофы.
Тем временем. Издание Foreign Policy анализирует новую стратегию Байдена и НАТО — добиться военного поражения России в Украине. Американские эксперты опасаются, что Путину оставляют два варианта действий — сдаться или «удвоить военные усилия». Что повышает вероятность распространения войны за пределы Украины. Издание сообщает, что многие чиновники на Западе не верят, что конфликт может перерасти в ядерный, о чем предупреждает Москва. Но эксперты опасаются, что западные союзники переходят те красные линии, которых они до сих пор избегали. Белый дом, похоже, забывает, что «наиболее важным национальным интересом Соединенных Штатов является предотвращение ядерного конфликта с Россией», сказал изданию Джордж Биб, экс-глава отдела по анализу России в ЦРУ. Он добавил, что «у русских есть возможность сделать так, чтобы все остальные проиграли, если они тоже проиграют».
Лада ГЛЫБИНА
Подпишитесь на Телеграм-канал Лады Глыбиной
Фото из архива