Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Вот это поворот»: губернатор Кожемяко — о братьях-азиатах и хлебе насущном

Рубрика: Бизнес, Регион
06.08.2023

Тема поворота страны на Восток сегодня одна из главных в политической повестке России. Приморье в этом смысле играет стратегическую роль. Какие экономические перспективы у региона в свете объявленного президентом Путиным Курса на Восток? Об этом мы попросили рассказать губернатора Приморья Олега Кожемяко.  

  — Олег Николаевич, сегодня много говорят о курсе на Восток. Что означает этот термин в вашем понимании?

– Чтобы быть современной и сильной, Россия обязана строить  свою национальную стратегию исходя из тенденций мирового развития. А главная из них – это сдвиг центра мировой экономики и политики в «новую Азию» – в её восточные, юго-восточные регионы и Индию. Именно эти страны стали новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов и производств.

Президент Владимир Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь 21-й век». И поставил задачу – сформировать представление о Востоке России как о регионе будущего, который несет успех тем, кто готов рискнуть и много работать. Время подтвердило правильность такой постановки задач.

Сегодня противостояние на Украине и санкции западных стран только подчеркнули важность восточного вектора. Именно развитие сотрудничества с нашими азиатскими партнерами помогло амортизировать негативные последствия санкционной политики Запада.

Приморье – это передовой рубеж России в АТР. Это транспортно-логистический, интеллектуальный, технологический и гуманитарный хаб нашей страны в регионе мира, который  приобретает всё большее значение. Именно поэтому к Приморью сейчас приковано внимание федерального центра. Именно поэтому  внедряются системные меры, с помощью которых  к нам идут инвестиции, строится жилье, развивается село и инфраструктура, осуществляется поддержка ключевых проектов и производств.  И вы видите, как год от года меняется качество жизни дальневосточников.

— Приморский бизнес традиционно ориентирован на Восток. К сожалению, пандемия внесла некоторые коррективы в темпы экономического сотрудничества. Расскажите, насколько нам удалось выправиться после того удара, который нанес экономике коронавирус? Какова  структура товарооборота после снятия пандемийных барьеров и геополитических изменений?

— В  2022 году внешнеторговый оборот края вырос почти на 20% – с 7,1 млрд долларов до 8,5 млрд долларов. Количество стран-партнеров увеличилось с 74 до 120. В текущем году тенденция продолжается. При этом торговля с Китаем растет опережающими темпами. По итогам первого квартала наш внешнеторговый оборот вырос на 62% – с 1,3 до 2,2 млрд долларов, а доля КНР во внешней торговле превысила 65%.

Вы видите, что «выздоровление» экономики после коронавируса идет очень активными темпами, и это не может не радовать.

За первые пять месяцев 2023 года, после снятия пандемийных барьеров и геополитических изменений, товарооборот Приморья и составил почти 5,4 млрд долларов. Его основу составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты и топливно-энергетические товары.

Сегодня нашими основными торгово-экономическими партнёрами являются именно страны АТР, на их долю приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья. В числе основных трёх основных стран-партнёров – Китай, Япония и Республика Корея. Также динамично развивается сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Монголией. В 2022 и 2023 годах из-за изменения транспортно-логистических цепочек такая тенденция усилилась, при этом значительная часть нашей торговли уже идет в рублях и юанях.

Приморский край обладает значительным экспортным потенциалом. Спросом на азиатском рынке пользуются морепродукты, древесина и изделия из неё, сельскохозяйственные культуры (соя и кукуруза), качественные и экологически чистые продукты питания, в перспективе свинина, говядина, молоко. В планах – экспорт сжиженного природного газа (СПГ), гелия, метанола. Со странами Азии работает более 90% экспортёров Приморского края.

 – Олег Николаевич, в 2023 году Китай снова распахнул двери после пандемии. Мы этого долго ждали. С этого момента вы неоднократно совершали рабочие поездки в КНР, но самой громкой можно назвать поездку на Харбинскую международную торгово-экономическую ярмарку. Как вы оцениваете этот визит?  

– Могу сказать, что активное участие Приморья в харбинской ярмарке стало мощным  импульсом для восстановления и дальнейшего развития нашего сотрудничества с китайскими партнерам.  Было много встреч на самых различных уровнях – как с партийным руководством, так и с китайским бизнесом.

Прежде всего, в центре нашего внимания были инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Мы заинтересованы в совместном развитии дорожной и портовой инфраструктуры. В реализации проектов строительства новых портов – таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Среди наших предложений — транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР, авиарейсы из Владивостокского аэропорта в китайские аэропорты Далянь, Яньцзи, Муданьцзян, Шанхай.

Как вы знаете, мы инициировали перевод автомобильных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы. В области сельского хозяйства для Приморья огромный интерес представляет опыт китайских партнеров в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного  назначения, по строительству объектов для хранения и переработке зерна,  тепличных комплексов.

Отмечу, что делегация Приморья планирует посетить ярмарку XIV ЭКСПО «Китай – Северо-Восточная Азия», которая состоится с 23 по 27 августа 2023 года в китайском городе Чанчунь. Планируем представить стенд для демонстрации и продажи своей продукции и провести В2В-переговоры. Уже сейчас заявки на участие для продажи своей продукции подали 50 предпринимателей.

— Расскажите о двух уникальных стратегических проектах – международной территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток?

—  На этих территориях уже сегодня реализуется 42 проекта с участием китайского капитала,  вложено семь миллиардов рублей. При этом объём заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей. Наши зарубежные партнеры и инвесторы высоко оценили льготные условия ведения бизнеса.

Мы предложили потенциальным инвесторам участвовать в проектах по различным направлениям. Это развитие портовой, логистической, дорожной инфраструктуры, жилищное строительство, сельское хозяйство, создание высокотехнологичных производств. Наши инициативы нашли понимание у китайской стороны. Продолжаем работать дальше.

В сентябре будем рады видеть китайских коллег в качестве участников состоится VIII Восточного экономического форума.

— Расскажите о планах  по модернизации и строительству новых портовых мощностей в Приморье?

– В настоящий момент ведется проектирование и строительство новых портов с грузооборотом порядка 163 млн тонн: это Суходол, «Вера», «Коулстар», ВМТП, ВСК, Аврора и другие.

Создаются «сухие порты» общей мощностью до трех млн TEU в год. Один из крупнейших – на 1 млн TEU – строится в Артеме. Также модернизируются существующие мощности. Сегодня мы в сумме обрабатываем грузов на 150 млн тонн в год. Каждый последующий год  мы будем прибавлять по 20 миллионов тонн, — это позволит удвоить мощности портов Приморья до 300 миллионов  тонн к 2030 году.

Общий объем инвестиций в области развития портовой инфраструктуры до 2030 года составит почти 400 миллиардов рублей.

Планируется создать более 5,5 тысяч новых рабочих мест. Надеемся, что благодаря новым проектам мы будем увеличивать таможенные платежи дополнительно на 200 млрд ежегодно, достигнув к 2030-му году уровня трёх триллионов рублей в год.

Такой уровень поступлений в бюджет с лихвой окупят расходы на инфраструктуру, обеспечат прирост федерального бюджета на долгие годы.

— Как развивается железнодорожный комплекс с учетом роста объема грузов, направляемых в Китай?

– Как я уже сказал, 150-миллионные мощности приморских портов в ближайшие пять лет удвоятся, и провозных возможностей железной дороги не будет хватать. Поэтому надеемся, что в РЖД будут направлены дополнительные средства для масштабного расширения Восточного полигона. Этот проект принесет быстрый эффект и окупится.

Благодаря совместной напряжённой работе Минтранса России, РЖД, приморских портов и логистических компаний регион в целом справляется с ростом грузопотока. При всех существующих сложностях, в целом транспортный комплекс края успешно решает стоящие перед ним задачи. За первое полугодие на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае погружено 11,8 млн тонн различных грузов, что на 24% больше, чем за такой период прошлого года.

Разумеется, возрастающие объёмы перевозки грузов реконструкции как железнодорожной, так и автомобильной  инфраструктуры. Нам нужно срочно заниматься переоснащением  автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем.

Над этими проблемами мы работаем совместно с Правительством Российской Федерации.

Второе большое направление – обеспечить доступность международных пунктов пропуска. В течение четырех лет их мощность вырастет в десять раз – со 120 до 1300 автомобилей в год. Приморский край ведет проектирование подъездов ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. Стоимость первоочередных объектов – 15,8 миллиарда рублей.

— Олег Николаевич, вы неоднократно вели речь о необходимости продления времени работы наших погранпереходов на границе с Китаем, для увеличения грузо- и пассажиропотока. Когда могут быть приняты  решения?

–В прошлом году благодаря принятым мерам удалось увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска по количеству грузовых автотранспортных средств на 77%, почти до 20 тысяч автомобилей, по грузам – на 23,5%, до 1,1 млн тонн. Через железнодорожные пункты пропуска за этот же период грузопоток увеличился на 6%.

Однако указанных объемов недостаточно. Поэтому мы предложили продлить время работы автомобильных пунктов пропуска, расположенных на границе с КНР в Приморском крае (Пограничный – Суйфэньхэ,  Краскино – Хуньчунь, Полтавка – Дуннин, Турий Рог – Мишань) на четыре часа с перспективой их дальнейшего перевода на круглосуточный режим работы. Этот вопрос будет рассмотрен на очередном заседании рабочей группы комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.

Анна БЫСТРОВА