Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Они возвращаются»: чего нам ждать от китайцев и что мы им можем дать?

Рубрика: Общество, Регион
06.08.2023

Вопросы  развития международного сотрудничества в свете объявленного Президентом Путиным курса на Восток, — это то, к чему приковано внимание не только бизнесменов и политиков, но и простых людей, в частности — жителей Приморья.

 От того, насколько успешно будет реализован курс на Восток, будет зависеть наше будущее, причем не только региона, но и страны в целом. О том, в каком русле движется наше взаимодействие с Китаем, — нашим главным экономическим партнером и союзником, рассказывает Алексей Старичков, руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края.

— Алексей Юрьевич,  развитие отношений с Китаем – это базовое условие выхода экономики Приморья на новый уровень. Одним из значимых событий лета стало участие делегации Приморья в работе 32-й Харбинской международной ярмарки. Какие перспективы международного сотрудничества открылись для региона по итогу?

— Действительно, в середине июня этого года  делегация Приморского края  в составе более 150 человек приняла участие в очередной 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке.

Для нас это была хорошая возможность восстановить старые и утраченные связи, а также установить новые контакты с потенциальными партнерами.

Со своей стороны, мы предложили ряд ключевых проектов  инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. Провели «День Приморского края» и презентацию нашего региона. Китайские товарищи оценили образцы товаров наших экспортеров под брендом «Сделано в Приморье».

Кроме того, мы провели деловые переговоры между предпринимателями и организовали отраслевые круглые столы по инвестициям, сельскому хозяйству и логистике.

Можно сказать, что все наши инициативы и предложения вызвали широкий отклик у официальных и деловых кругов Китая. Пока рано говорить о каких-то итогах. Мы сделали ряд предложений для рассмотрения китайской стороной, и сейчас идет  работа по созданию совместных отраслевых рабочих групп для более детального обсуждения проектов. Области самые разные, — это  развитие приграничной и портовой инфраструктуры, промышленных парков, логистики и транспорта, строительства, сельского хозяйства, спорта и туризма.

Кроме этого, совместно с провинцией Хэйлунцзян КНР мы подготовили план реализации социально-экономических проектов до 2025 года, который планируем подписать в рамках ВЭФ в сентябре.

— На территории Приморья работают многие китайские компании.  Каковы направления их деятельности?

—  Вы правы,  китайские компании  работают в Приморье давно и успешно. Сферы самые разные: это торговля, туризм, общепит, сельское и лесное хозяйство, логистика. К сожалению,  после начала пандемии коронавируса и закрытия границ многие из них приостановили свою работу, а некоторые и вовсе закрыли свой бизнес. Это, в основном, были туристические компании.

Однако с начала этого года мы наблюдаем, что идет обратный процесс. Они возвращаются. И нас это, конечно, радует.

— На ваш взгляд, каковы главные интересы приморского  бизнеса в Китае? Идут ли китайские власти навстречу нашим предпринимателям?

— Интерес у наших бизнесменов простой: нужно наладить каналы сбыта российской и приморской продукции под брэндом «Сделано в Приморье». Кроме того, стоит задача обеспечить стабильные поставки для нужд промышленных предприятий тех товаров и сырья, которые у нас отсутствуют.

Для некоторых приморских компаний актуален вопрос привлечения инвестиций в свои проекты и предприятия.

Если интересы российского и китайского бизнеса совпадают, то выстраиваются конструктивные деловые отношения и компании стабильно работают. К сожалению, в Китае есть ряд законодательных ограничений, например,  в поставках молочной и мясной продукции на китайский рынок. Но мы планомерно ведем работу по снятию таких ограничений.

— Много говорится о том, что необходимо расширить возможности приграничной и портовой инфраструктуры. Почему это так важно?

— Это важно для того, чтобы максимально расширять торгово-экономическое сотрудничество. Потенциал к этому у Приморского края и приграничных провинций КНР Хэйлунцзян и  Цзилинь огромный. Но есть  определенные сдерживающие факторы. Это как раз  недостаточное развитие приграничной и портовой инфраструктуры, что показали объемы перевалки грузов, которые значительно выросли в период 2020-2022 годы.

Поток грузов  был переориентирован на порты Дальнего Востока и Приморского края с других направлений. Наши порты справились с этим, но были сложности. В этой ситуации вопросом номер один стала  задача развития инфраструктуры наших портов. Необходимо модернизировать перегрузочные комплексы, расширять причальные площади.

Также требует особого внимания развитие приграничных автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Сейчас они активно строятся. По планам Минтранса России они должны быть введены в работу в 2025 году.

Только таким путем можно расширить возможности транспортно-логистического бизнеса по перевалке грузов. Это главное условие для  реализации потенциала Приморья как транзитного транспортного узла между Европой и Азией.

 — Губернатор Кожемяко заявил, что на Харбинском форуме была достигнута принципиальная договоренность с Китаем и Северной Кореей о создании в Приморье новой международной территории опережающего развития. Какие льготы будут предоставляться резидентам?

— В Приморье реализуется два уникальных стратегических проекта – это территории опережающего социально-экономического развития и Свободный порт Владивосток. Льготные условия ведения бизнеса уже высоко оценили наши зарубежные партнеры и инвесторы. Сегодня там вкупе — 42 проекта с участием китайского капитала, уже вложено 7 миллиардов рублей. При этом объём заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей.

Вместе с тем, министром по развитию Дальнего Востока и Арктики была озвучена инициатива создания Международной ТОР. Её особенностью будет действие не только российского, но и зарубежного законодательства, а её резидентами могут стать только компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию.

Что касается льгот, то мы надеемся, что они будут сопоставимы с преференциями действующих ТОР и СПВ, а возможно и лучше.

— Алексей Юрьевич, насколько вырос товарооборот Приморья с Китаем? Каков процент расчетов в национальных валютах?

— На сегодняшний день Китайская Народная Республика является главным партнёром России в АТР и ведущим внешнеторговым партнером Приморского края. По итогам 2022 года торговый оборот между Китаем и Приморским краем вырос на 46% и достиг 7,5 миллиардов долларов. При этом значительная часть расчётов ведется в юанях. Какой это процент, сложно сказать, но сам факт уже говорит о том, что мы постепенно отходим от использования доллара в международных расчетах.

Мы планируем увеличить объём торговли Приморского края с Китаем дополнительно на 2,5 миллиарда долларов и довести общий торговый оборот до 10 миллиардов долларов к концу 2023 года.

— В сентябре во Владивостоке откроется Восточный экономический форум. Представители каких стран приедут на его площадку? Какие перспективы международного сотрудничества могут открыться?

— В мероприятиях Форума традиционно примут участие различные страны мира, в основном это страны—партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, мы ожидаем официальных лиц и представителей бизнеса из стран Латинской Америки и Африки.

Анна БЫСТРОВА