Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Утонула в трех метрах от родителей»: министр ГО и ЧС — о страшном этим летом

Рубрика: Общество, Регион
10.08.2023

 Лето — традиционно опасное время года в Приморье. Солнце и жара так и тянут в водоемы. К сожалению, многие люди, и особенно дети пренебрегают безопасностью, и купаются  в тех местах, где это может стоить жизни. Мы попросили министра по делам ГО и ЧС Приморского края Александра Златкин ответить на волнующие вопросы, — как сделать так, чтобы в Приморье не тонули люди?

 — Александр Владимирович, это печальная тема, но, к сожалению, дети тонут. В начале лета за короткий промежуток времени погибло на воде  сразу девять человек. Скажите, откуда такой всплеск, что стало его причиной?

— К сожалению, это не всплеск, — а ежегодная статистика. Просто в данном случае, в этом году, она чуть более увеличилась.  Действительно,  24 и 26 июня выдались очень неприятными, особо трагичными, — когда  в нескольких районах погибло сразу несколько детей. Шестеро… Трое в Яковлевском районе, двое в Спасском и маленький ребёнок в Лесозаводском городском округе.

К сожалению, эта печальная статистика повторяется из года в год, и для того, чтобы она снижалась, стремилась к нулю, необходимо постоянное проведение комплекса мероприятий органами исполнительной власти местного самоуправления. Плюс и самими гражданами,  которые также должны принимать меры для того, чтобы детский отдых не закончился трагедией.

В этом году, к сожалению,  утонули уже  не девять человек,  а 15. Из них девять только дети. Такая вот печальная динамика. Но, если вы помните, пару лет назад в Лесозаводске на реке Уссури одновременно трое или четверо детей утонули. Такие же ситуации: один маленький ребёнок идёт поплавать, покупаться в реке, начинает тонуть, старший брат или друг его бросается спасать, и тонут все вместе.

— Но что же делать, когда на глазах тонет ребенок? У вас есть рекомендации, как у специалиста? Что делать, когда видишь утопающего, — бросаться спасать, даже не имея какой-то спортивной плавательной подготовки?

— Всегда, когда происходит беда на наших глазах,  у каждого человека есть личный выбор.  И даже если вы не очень уверенный пловец, как можно остаться в стороне, если маленький ребёнок просит о помощи?  Зачастую люди, проявляя свои лучшие качества, не являясь какими-то подготовленными пловцами, рискуя своей жизнью, пытаются помочь. И это, как правило, приводит к ещё большей трагедии. Но как можно по другому ответить на вопрос: «Что делать, когда тонет ребёнок?» Спасать, никаких других вариантов нет.

Конечно,  если речь идёт о детях, родители должны объяснить, что в этой ситуации нужно попытаться привлечь внимание взрослых. Взрослые физически более сильные, могут обладать лучшими навыками плавания, могут справиться с течением.

— И все-таки, есть ли какие-то практические рекомендации? Вот, к примеру, человек зашел в воду и попал в пресловутое течение?

— Мой совет родителям такой. Объяснить ребенку – если уж так случилось, и ты попал в беду,  оказался в каком-то таком месте, где течение, где водовороты, — не нужно сопротивляться течению. Нужно постараться держаться на воде и по течению потихоньку, по вектору направления этого течения,  попытаться подгрести к ближайшему берегу, зацепиться за какой-нибудь выступ. Как правило, в реках находятся упавшие деревья.

При попадании в водоворот также не сопротивляться. Как правило, такие водоёмы неглубокие, 2-3 метра на глубине. Ниже поверхности воды водоворот менее интенсивный, это обыкновенное правило физики. То есть, можно немножко набрать воздуха в лёгкие, чуть-чуть притопиться, потом  немножко на глубину выгрести, отплыть от этого водоворота и зацепиться за берег.

Когда некому помочь, когда ты один с этой проблемой, — выжить можно только так. И вот это взрослые должны  рассказывать детям.

И родителям тоже объяснять, что надо надевать на детей спасательные средства. Круг или манжетики есть, которые обычно на деток надевают, — эта маленькая, простая для исполнения мера может быть самой эффективной в данном случае.

— Но, наверное, главное – это объяснить детям опасность купания в непонятных водоемах? Без надзора взрослых?

— Конечно, перво-наперво нужно, чтобы взрослые не оставляли детей, и чтобы купание происходило в безопасном месте под их контролем и присмотром. Потому что все трагедии происходят, во-первых, от недосмотра, и во-вторых, от того, что купаются люди в тех местах, где нельзя купаться. Хочу рассказать о девочке, которая в Лесозаводске утонула, 26-го июня. Там вообще родители были в двух – трех метрах. Это очень страшно: то есть, вот буквально, секунда-две, и всё. Ребенок мертв.

Я бы хотел отдельно сказать про Лесозаводск. Это место, где ребенок утонул, известно всем жителям города, называется среди местных — Бешеный Эрик. Ну, не зря же оно так называется! Это приток Уссури. Мы были на этом месте, там прямо видно, какое течение сильное, видны все перекаты, сложная гидрология. Вот как можно там купаться?

— Александр Владимирович, вы сейчас говорите об опасности рек, — а чем опасно море?

— Стихия воды это для человека – это  родная стихия. Мы все выходцы из воды. Тем не менее, это непригодная для дыхания среда,  любой водоём может быть опасен, и море, разумеется, тоже.  Есть уже порядка двадцати пляжей в Приморском крае, которые прошли соответствующее обследование, определены прямо как безопасные. Есть порядка 300 мест, пригодных для купания. Не  только морских, но и пресноводных.

Это все места, где более-менее изучена гидрология, обследовано дно. Где нет на дне каких-либо опасных предметов. Потому что опасность представляют, допустим, из пресноводных водоёмов карьеры заброшенные. Из-за обрывистости, разности температуры.

Любой человек, — не только ребенок, —  резко попав на глубину, из-за разности температуры, из-за холодной воды, получает мышечный спазм. Он в этот момент просто не может ни дышать, ни двигаться, выгрести не может, и человек взрослый может погибнуть, что уж говорить о детях!  Поэтому все водоёмы могут быть опасны.

— Вы называете первопричиной всех эпизодов детской гибели недосмотр взрослых. Да, конечно, детям надо объяснять опасность воды, но вряд ли их это остановит. То есть, единственная мера. Получается, это контроль за детьми?  

— К сожалению, у нас и взрослых зачастую не остановить. Наши дети берут очень часто с нас пример, — когда взрослые игнорируют  предупреждения о запрете купания. Дети смотрят на нас, и они копируют наше поведение.

Второй момент. Какой бы ни был водоем, — условно опасный  или неопасный, детей без присмотра отпускать просто нельзя. Потому что даже в самом проверенном месте, на самом сертифицированном пляже, ребёнок может случайно заглотнуть воды, подавиться и погибнуть, вот и всё.

— Губернатор Приморского края после тех эпизодов рекомендовал не закрывать водоёмы, потому что это всё равно бесполезно, а обустроить их ограждениями, пунктами наблюдения, средствами спасения. Вы присутствовали на том заседании?

— Так точно. Вы же знаете, губернатор всегда относится с особым вниманием к таким ситуациям, как те, которые произошли в июне месяце, связанные с гибелью детей. Губернатором были даны детальные подробные указания, — и адресные в адрес глав муниципалитетов, и в адрес органов исполнительной власти. Шла речь о необходимости  срочных мероприятий, которые фактически были проведены в большем объёме в настоящее время.

Я про это говорил: порядка двадцати пляжей сертифицировано, около 300 мест для купания определено как пригодные для купания, в рамках этих мероприятий более 70 рейдов произведено, есть факты привлечения не надлежащим образом смотрящих за своими детьми родителей к административной ответственности.

Работа эта уже пошла, и я думаю, что ситуация поправиться.  Правда, недавно по трагической случайности погиб еще один ребенок…  Успокаиваться нельзя. Но в целом уже поспокойнее стало, хоть пляжный  сезон в разгаре.

Но сейчас местные власти, благодаря повышенному вниманию руководства края, очень плотно взялись за решение этих вопросов на территориях.  Обратите внимание, что все трагедии на воде произошли не по во Владивостоке,  а на территории муниципалитетов.

— На ваш взгляд, что муниципалитеты  могут сделать у себя на местах, чтобы снизить печальную статистику?

— В первую очередь, во взаимодействии с органами внутренних дел, усилить работу административных комиссий. Акцентировать внимание на то, чтобы привести в чувство тех родителей, которые забывают о своём родительском долге.

И не забывать о технической работе – это определение пригодных и непригодных зон для купания.  Да, мы не можем закрыть для людей доступ к воде, потому что мы живём в регионе морском, скажем так, при этом у нас много пресных водоёмов, и люди имеют право на отдых. Нам не хватит сил  закрыть доступ. Но ведь и нет задачи, —  «запретить».

Мы должны развивать  внутренний туризм наш, чтобы к нам ехали люди, чтобы край развивался в этом направлении. Запретительными мерами мы не только ничего не решим, но и при этом, скажем так, подорвём и эту сферу. Вместо запретов нужны  меры постоянного наблюдения, постоянного присутствия органов власти и надзорных структур МЧС муниципалитетов. Эти меры должны быть активными. Здесь ничего сложного нет.

Нужны рейды  по определению опасных и безопасных водоёмов, соответственно,  оборудование тех площадок, на которых граждане отдыхают, и максимальное разъяснение им недопустимости посещения тех мест, которые уже зарекомендовали себя печальной статистикой.

Конечно, у нас может быть,  и есть такие  районы, где кроме больших карьеров заброшенных  негде покупаться. Но надо людям разъяснять, что лучше уж выехать  в соседний муниципальный район,  на естественный водоём, который не так опасен.

-Карьеры, наверное, надо вообще запрещать для купания?

— Совершенно согласен. Карьеры —  это опасные места, которые разрабатывались в промышленных целях. Они, как правило, заброшенные, там нет собственника. Какой там профиль дна, что там на дне лежит, какие отходы промышленного производства, бетонные блоки, арматура… Люди ныряют зачастую там «с головой», как говорится, наносят себе травмы.

Плюс ко всему, опять же,  гидрология карьеров. В карьерах, как правило,  2-3 метра мелкого дна,  дальше резкий обрыв, в месте выработки, то есть, разница температуры большая. Это самые губительные факторы.

—  Как вы думаете,  предупреждающие таблички возле водоемов – это работает?

— Только в комплексе с другими мероприятиями. Просто  воткнуть табличку и забыть про неё – это ни о чём. Человек психологически так устроен, что вот она, табличка, вот я мимо неё прошёл, повернулся к ней спиной – всё, я её не вижу. Вот вода вожделенная, я пойду купаться, а то, что там табличка – ну, я её уже не вижу. А вот в комплексе, опять же говорю, с рейдовой работой, с разъяснительной работой, — где-то кому-то разъяснения достаточно, а кому–то  штраф нужен административный, — вот это будет иметь эффект.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил создать безопасные условия в местах для купания и активней вовлекать детей в спорт и активный отдых на время летних  каникул. И наша задача – выполнить это поручение.

Анна БЫСТРОВА