«Другого пути нет»: новый глава «Примавтодора» рассказал всю правду о дорогах и мостах
Новый руководитель Примавтодора Николай Зайцев работу сменил очень «удачно», — не прошло и три дня после назначения как на Приморье обрушилось стихийное бедствие длиной практически в месяц. Именно Зайцев пришлось руководить работами по ликвидации последствий тайфуна, подтопившего почти шесть тысяч жилых домов и отрезавшего от транспортного сообщения сотню поселков в 23 районах Приморья. Мы встретились с руководителем Примавтодора и попросили его рассказать о том, как дорожники региона будут выруливать из крайне сложной ситуации.
— Николай Викторович, у вас большой опыт работы в сфере дорожного строительства. На ваш взгляд, почему в Приморском крае каждый год в результате паводков смывает мосты? Их что, нельзя построить с достаточным запасом прочности?
— Начнем с того, что этим мостам уже очень много лет. В Приморье из 1,6 тысячи мостов почти 380 находятся в аварийном состоянии. Нужны новые! И мы будем их строить. На 2023 год в крае запланирована реконструкция шести мостов и мостовых переходов: через реки Суходол и Шкотовка на автодороге Артем — Находка — порт Восточный, через реку Астраханка и ручей на трассе Михайловка — Турий Рог. Кроме этого будет реконструкция моста через реку Аввакумовка и капремонт моста на автодороге Находка — Лазо — Ольга — Кавалерово.
— Но вы же понимаете, что этого мало?
— Конечно, я понимаю, что реконструкция шести мостов в год — капля в море. К сожалению, на большее у региона недостаточно собственных средств. По хорошему, нам нужно ежегодно строить или восстанавливать порядка 20-25 мостов. Но здесь должна прийти на помощь федерация. Нужна федеральная программа. Именно об этом глава региона Олег Кожемяко неоднократно говорил на самых высоких уровнях, в частности, в Совете Федерации.
— На днях ситуацию с нашими мостами прокомментировал полпред Юрий Трутнев. Что можете сказать о его оценке ситуации?
— Хорошо, что Юрий Петрович Трутнев побывал в Уссурийске, в микрорайоне «Семь ветров», и все увидел своими глазами. Он упомянул, что все проекты гидротехнических сооружений проходили согласования в федеральных ведомствах и должны были учитывать максимальную возможную нагрузку. То есть, разрушение дамб и мостов в экстремальных погодных условиях – вопрос не качества строительства, но и качества проектирования и согласований.
Буквально на днях во Владивостоке при участии полпреда Президента в ДФО и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики состоялось обсуждение, как в дальнейшем минимизировать разрушения при ЧС. Мы все надеемся на помощь федерального центра, прежде всего, финансовую.
-Известно, что через несколько дней после объявления ЧС, из Белоруссии пришло в край более 30 машин, самосвалов, грейдеров, которые были отправлены в самые пострадавшие от стихии районы. Эта существенно облегчило ликвидацию последствий наводнения?
— Действительно, в последних числах августа филиалы Примавтодора получили крупную партию тяжелой дорожной техники из Беларуси. Спасибо братьям-белорусам! Очень вовремя пришлось, — мы обновили технический парк в Пограничном, Спасском, Шкотовском, Арсеньевском, Кировском, Надеждинском, Никольском, Пожарском, Тернейском, Хасанском и Мостостроительном филиалах, а также в управлении механизации Примавтодора.
Но эти поставки – не благотворительная акция. Техника прибыла в край в рамках плановой работы Правительства региона по усилению филиалов и обновлению парка техники Примавтодора. Соглашение с белорусскими производителями были заключены почти год назад. В общей сложности, Примавтодор по ним получит 215 единиц дорожной и строительной техники.
— Когда ждать очередную партию техники из Беларуссии? Она ведь нам сегодня очень нужна.
— В рамках заключенных соглашений белорусские партнеры предоставили первую партию «МАЗ» и «Амкодор»: 10 комбинированных дорожных машин, два седельных тягача, три автосамосвала, четыре средних грейдера, 11 фронтальных погрузчиков и одну шнекороторную установку. Такая техника позволяет обеспечить надежную систему реагирования на возникающие ЧС, вовремя производить при необходимости аварийные и спасательные дорожные работы.
К осени мы ожидаем поступление снегоуборочной техники: 61 комбинированной дорожной машины и 20 грейдеров. Остальное оборудование будет доставлено ближе к концу года – это грузовики с кранами-манипуляторами, самосвалы, тягачи с полуприцепами, экскаваторы, катки, бульдозеры.
Еще раз подчеркну, что Правительство Приморского края и лично губернатор Олег Кожемяко вели и ведут планомерную работу по усилению филиалов Примавтодора. Стоит задача создавать новые отделения, строить асфальтобетонные заводы и обновлять парк техники.
— По результатам визита во Владивосток и Уссурийск полпред Трутнев и министр Чекунков поддержали инициативу губернатора Кожемяко закупить партию самосвалов и бульдозеров для предотвращения ЧС. Часть техники, вероятно, передадут Примавтодору?
— Да, речь идет о комплексе техники для расчистки дна и русел рек на сумму более 3 млрд рублей. Только для Уссурийска будет куплено техники на 350 млн. рублей.
Отмечу, что расчистка рек – не профиль Примавтодора, поэтому вряд ли эта техника нам будет передаваться. Но целесообразность затрат не вызывает сомнений. Углубление русел и расчистка дна смягчат последствия будущих паводков. Много лет Приморье поднимало вопрос об изменении природоохранного законодательства, просило разрешить делать это не после ЧС, а до. Губернатору Олегу Кожемяко это, наконец, удалось.
— Руководство региона неоднократно подчеркивало, что главное – помощь пострадавшему населению. Как непосредственный участник событий, вы можете привести конкретные примеры?
— На мой взгляд, весь ход событий, связанных с ликвидацией последствий тайфунов, – образец заботы о людях. Особая речь – о роли главы региона. Олегу Николаевичу удавалось за день побывать в двух-трех горячих точках. Его роль трудно переоценить. Кому –то вез продовольствие и почту, где-то лодочную переправу наладил, кого-то эвакуировал и разместил в ПВР, кому-то прислал помощников сушить дом. Не говоря уже о том, что сотни государственных и муниципальных служащих были направлены в пострадавшие районы оформлять людям документы, без которых не выдадут предусмотренных средств поддержки. А сколько было собрано гуманитарной помощи!
Недавняя ситуация в Хасанском округе, где из-за переливов и разрушения дорог и мостов от сообщения были отрезаны самые популярные туристические места. На базах Андреевки, Безверхово, Рязановки, бухты Витязь попали в ловушки многие сотни туристов. Люди сидели без электричества после падения опор ЛЭП. В этой ситуации глава региона принял, на мой взгляд, единственно верное решение и успешно реализовал его при поддержке федерального центра. Все желающие выехать из зоны ЧС в Хасанском округе были переправлены во Владивосток кораблями ВМФ России.
— Как сейчас ситуация в Хасанском округе?
— Проезд через мост в поселок Андреевка и транспортное сообщение с поселком Безверхово нам удалось открыть в первых числах сентября. Сначала наладили движение в Андреевку через основную трассу Раздольное – Хасан, затем бросили все силы на восстановление проезда через мост.
На объекте работали 15 самосвалов, два экскаватора, бульдозер – отсыпали подходы крупным скальным грунтом. Энергетики параллельно обеспечивали подачу электроэнергии в дома и квартиры Андреевки, и немного позже восстановили электроснабжение на туристических объектах. Все эти процессы не происходят сами по себе, они требуют координации, поддержки, эмоционального стимулирования.
-Что можете сказать о дорожной ситуации в целом по краю?
— Ситуация все еще сложная. Но последовательно и довольно быстро все нормализуется. Режим ЧС пока не снят, но на карте края практически не осталось поселков, к которым нет доступа. Есть участки дорог, где движение затруднено, действует реверсивное движение, либо возможен проезд в населенный пункт по другой автодороге.
Анна БЫСТРОВА