Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«А потом ее взорвали»: удивительная история подарка Цесаревичу во Владивостоке

Рубрика: История, Общество
18.06.2023

Один из самых красивых туристических объектов Владивостока — это  Николаевские триумфальные ворота,  которые в народе  зовут  Арка Цесаревича. Находится красивый объект — в центре города, рядом с Корабельной набережной, и имеет удивительную историю. 

История этого памятника начинается в январе 1891. Городской общественности стало известно о том, что город собирается посетить с визитом наследник престола, цесаревич  Николай.  Владивостокская Городская Дума, рассматривая вопросы  подготовки к встрече высокого гостя, приняла решение о сооружении в его честь «каменных триумфальных ворот».

Будущий император  Николай II, тогда еще цесаревич, посетил Владивосток в рамках кругосветного путешествия, происходившего  по настоянию его отца – Александра III, который считал необходимым , чтобы его сын познакомился с далекими окраинами империи.

Месторасположение для будущей арки выбрали сообразно маршруту цесаревича Николая,  чей корабль должен был пристать на Адмиральской пристани.

Автором проекта арки стал инженер-капитан Николай Васильевич Коновалов, исполнявший в 1890-1894 гг. обязанности городского архитектора. Также в разработке проекта принял участие военный инженер штабс-капитан И.И. Зеенштранд.

31 января 1891 года проект Коновалова был представлен к обсуждению на собрании именитых граждан города. Думой был учрежден комитет, ответственный за строительство,  руководителем которого  был назначен известный владивостокский предприниматель Михаил Суворов.

На финансирование строительства из городской казны было выделено 5 тысяч рублей и ещё 4 тысячи рублей пожертвовало местное купечество. Исполнителем работ стал китайский подрядчик Шу Цзе-лин. Работы по сооружению арки производились днем и ночью, при двойной смене рабочих, что позволило закончить строительство к 11 мая 1891 года, когда Николай прибыл во Владивосток.

Арку построили  из камня и кирпича. Сооружение было выдержано в русско-византийском архитектурном стиле. При этом,  несмотря на визуальную монументальность, арка поражает своей легкостью и утонченностью.

Сами ворота представляют из себя 4 каменных основания, на которых стоят стены желто-серого цвета, которые  украшены традиционными древнерусскими орнаментами. Сверху — светло-голубая с синеватыми гребнями, крыша, в форме  восьмигранной пирамиды. На ее вершине красуется золоченый двуглавый орел – российский символ с царских времен.

Во Владивосток цесаревич прибыл из Японии, где на него было совершено покушение.

12 мая цесаревич сошел на берег. Из дневника Николая: «12 мая. Воскресенье. Утром мне перевязали голову маленьким черным бинтом, на который свободно фуражка надевается. После обедницы и молебна съехал на берег, впервые после семимесячного плавания, на русскую землю. Встреча был весьма радушная; на пристани стояли баронесса Корф, губернаторша и жена командира порта; дальше выровненными рядами стояли дамы и учебные заведения. Очень красивая арка, построенная в виде часовни, расположена была против пристани. Налево от нее выровнен был великолепный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона…»

Из описания арки в «Сибирском путеводителе» (1896):

«Несмотря на то, что ворота выдержаны в строгом византийско-русском стиле и построены из камня и кирпича, они прежде всего поражают своей лёгкостью и воздушностью… Сами по себе ворота представляют четыре отдельных каменных основания, на которых покоятся серовато-желтые стены, напоминающие своими гранями стены Грановитой палаты, а над ними высится светло-голубая, шахматная с синими гребнями крыша, представляющая собой высокую восьмигранную пирамиду, на вершине которой водружён русский двуглавый золочёный орел. В большой полуарке, обращённой к рейду, помещен образ Св. Николая-Чудотворца Мирликийского; над образом выведены белой, с красным оттененьем, вязью первые слова из тропаря тому же угоднику: «Правило веры и образ кротости», а внизу… дата «11 мая 1891″ — день прибытия Его Высочества во Владивосток».

В остальных трёх полуарках помещались гербы и различные даты: так, в западной герб Приморской области и дата: «14 ноября 1856 г.» — время основания Приморской области; в восточной — герб крепости и дата: «30 августа 1889 г.» — день образования Владивостокской крепости, и, наконец, в северной полуарке — герб Владивостока и дата: «28 апреля 1880 года» — день объявления поста городом.

Николаевские триумфальные ворота были своего рода знаковым сооружением для города, жители которого именовали их не иначе, как восточными воротами Российской державы.

Визит  наследника престола во Владивостоке имел исторические последствия. Именно тогда будущий император  заложил владивостокскую железную дорогу с каменным вокзалом. Также был дан старт  строительству дока для ремонта кораблей.  Историки едины в мнении, что визит Николая Александровича во многом способствовал быстрому развитию Владивостока в дореволюционную эпоху.

В 1930, году с приходом к власти большевиков, Николаевские ворота, как символ ненавистного коммунистами прошлого,  были взорваны, и восстановлены  лишь в 2003 году.

Идея восстановления арки принадлежит известному владивостокскому предпринимателю Александру Ермолаеву. На собственные средства он организовал работу специалистов. Любопытно, что это происходило в год 135-летия со дня рождения и также и 85-летия трагической гибели последнего  российского императора и всей его семьи. Проект арки был разработан на основе информации из государственного архива.

По фотографиям и масштабу людей, стоящих рядом с памятником, арка была восстановлена практически в первозданном виде.20 марта 2002 г. состоялась торжественная закладка новых Николаевских триумфальных ворот. Освятил место строительства епископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Церемония открытия, которая состоялась 16 мая 2003 года, сопровождалась торжественным молебном, на котором епископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал о возрожденной Арке Цесаревича следующее:

«Она имеет значение не только потому, что мы точно воспроизвели прежнюю арку, она имеет значение не только своим искусством, своей архитектурой, но она символична, она имеет духовное значение».

С тех самых пор Николаевские триумфальные ворота снова считаются одной из “визитных карточек”  столицы Приморья.

Ян БАБАЕВ

Материал подготовлен в рамках проекта «Знаешь историю — понимаешь настоящее»