«Больше не будет»: новые неприятности ожидают владельцев праворульных авто из Японии
Считанные дни остались до истечения срока действия моратория на установку систем вызова оперативных экстренных служб в России – он заканчивается 1 июня. Для дальневосточников после череды скандалов и митингов вводили так называемый особый порядок – мы могли, приобретая автомобили для себя, вообще не устанавливать аппаратуру. Но и временный порядок истёк ещё в декабре прошлого года. Минпромторг ранее подтвердил: отсрочек по «Эра-ГЛОНАСС» больше не будет.
Началась ЭРА-ГЛОНАСС
Как напоминает VL.ru, с 2017 года на все продаваемые в России и импортированные машины нужно устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Для Приморья нововведение повлекло рост стоимости машин, ввозимых преимущественно из Японии.
Автомобилисты, эксплуатирующие систему, говорили об отсутствии эффективности приборов. А общественные организации направляли обращения в правительство с предложением отказаться от обязательной установки приборов «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные иномарки.
Инициативы граждан поддерживали губернатор Приморья Олег Кожемяко и полпред в ДФО Юрий Трутнев. Региональные власти в округе не раз отмечали, что правый руль является для многих дальневосточников единственной возможностью приобрести в личное пользование недорогой и качественный автомобиль.
Навели временный порядок
В конце 2018 года правительство утвердило временный порядок, который позволял дальневосточникам привозить автомобили для себя без «кнопки» и действовал до конца 2019 года, затем его продлили сразу на два года. Однако каждое продление временного порядка затягивалось. В последний раз его продлевали до 3 декабря 2022 года.
В 2021 году из-за «кризиса полупроводников» изготавливать УВЭОС стало не из чего, и правительство разрешило автозаводам не ставить системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Последствия пандемии плавно перетекли в последствия санкций, поэтому мораторий несколько раз продлевали, в последний раз – в феврале 2023 года. Временная поблажка действует до 1 июня. Утверждается, что российские производители кнопок за год смогли локализовать производство и исключить влияние санкций на компонентную базу. Они готовы обеспечить оборудованием текущий спрос и поддержать растущий импорт, в том числе параллельный.
И что дальше?
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев обещал, что правительство решит проблему с временным порядком ввоза подержанных автомобилей на Дальний Восток. Однако и сейчас, когда временный порядок больше не действует, а до истечения моратория осталось несколько дней, никаких официальных заявлений от властей не появлялось. В АО «ГЛОНАСС» о возобновлении временного порядка или хотя бы о работе над таким документом не знают.
Машин слишком много
Как сообщили в компании, сейчас в целом по стране в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано 9,4 млн автомобилей (разбивка по регионам не ведётся). С 2017 года, когда «кнопки» ввели в обязательном порядке, из Приморского края поступило 1,5 тысячи сигналов, которые потребовали вызова экстренных оперативных служб. Это около 250 вызовов в год.
В прошлом году во Владивосток ввезли более 100 тысяч автомобилей только за девять месяцев, то есть ежемесячно сюда приходит около 10 тысяч новых машин из разных стран, в основном праворульные из Японии. При этом в Приморском крае сегодня работает только семь компаний-партнёров АО «ГЛОНАСС», которые устанавливают УВЭОС. Данные о партнёрах компания собирает на специальном сайте. На той же карте указано, что испытательных лабораторий, без прохождения которых не получить сертификат безопасности и, соответственно, ПТС, только 18.
Сколько это будет стоить
Когда в ноябре 2018 года был утверждён временный порядок ввоза автомобилей из Японии, спрос на «ЭРА-ГЛОНАСС» упал, «перекупщики» ушли с рынка, цена снизилась с 70 тысяч до 13-14 тысяч рублей. К концу 2020 года, когда не было известно, продлят ли в очередной раз временный порядок для дальневосточников, количество «кнопок» снова сократилось, а цена у производителей поднялась до 22 тысяч рублей. В декабре порядок продлили, однако в марте 2021-го в среднем устройство с установкой стоило уже 25-27 тысяч рублей.
Житель Владивостока Максим Белобородов тогда пожаловался в УФАС на сговор четырёх компаний-производителей «ЭРА-ГЛОНАСС» (итоги проверки до сих пор неизвестны). А в августе приморцы заметили, что стоимость «ЭРА-ГЛОНАСС» синхронно выросла у всех компаний-партнёров до 40 тысяч рублей.
Как сообщили в АО «ГЛОНАСС», существует рекомендованная минимальная розничная цена на устройства, установленная производителями УВЭОС совместно с Минпромторгом России. Для партнёров она сейчас составляет 28 тысяч рублей, рекомендуемая розничная цена – 32 500 рублей. А стоимость установки и активации – ещё 10 тысяч сверху. Но эти рекомендации обычно не соблюдаются, и на фоне ажиотажа устройство может подорожать в несколько раз.
Ждать ли дефицит
В настоящее время дефицита не наблюдается, поскольку «физики» пока не обязаны ставить УВЭОС. Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 октября 2022 года по май 2023 года подключили 40 тысяч автомобилей. А согласно данным от производителей УВЭОС совокупный объём производства составляет 623 тысячи устройств в 2023 году только для «пробежных» машин, импортируемых на территорию РФ. То есть как будто должно хватить.
Производители утверждают, что наращивают производство благодаря соглашениям и поставкам из дружественных стран. Однако в 2017 году тоже не ожидали дефицита, но он внезапно случился.
Фото VL.ru