Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Братство «кольца». Виталий Веркеенко о великой дрифт-битве, фонде развития кластера «Приморское кольцо» и перспективах Свободного порта Владивосток

Рубрика: Бизнес
05.11.2016

«Приморское кольцо» выросло в общероссийское. Один из первых инвестиционных проектов Свободного порта Владивосток включен в федеральную программу по развитию туризма в стране. Спортивно-технический комплекс, если использовать гоночную терминологию, на хороших оборотах вошел в поворот на целый туристско-рекреационный кластер.

Но гонки, конечно — это святое. По-моему, и участники, и болельщики теперь буквально живут от одной великой дрифт-битвы до другой. Эмоции от этого захватывающего действия сильны до сих пор, и именно с этой темы мы начали разговор с генеральным директором технохолдинга «Сумотори» Виталием ВЕРКЕЕНКО.

Миссия выполнима

— Это только личное ощущение, что российско-японская, теперь уже международная дрифт-битва — не просто спортивное состязание? Здесь какая-то особая атмосфера. Почему зарубежные пилоты буквально рвутся в Приморье?  

— Среди японских пилотов просто колоссальное соперничество: кто поедет на дрифт-битву. Если раньше это был выбор организаторов, то с этого года, чтобы была здоровая конкуренция, и поехали действительно сильнейшие, они создали целую систему: шесть лучших пилотов по итогам всего японского чемпионата едут в Россию.

За три года состав японской команды менялся, приезжали разные гонщики. И все они теперь фактически влюблены и в «Приморское кольцо», и во Владивосток, Приморье, в Россию в целом. На нас изначально лежала какая-то дополнительная миссия. Не просто показать красивое зрелище жителям и гостям края, не только развивать дрифт как автомотоспорт и вовлечь российских пилотов в баталии с сильнейшими пилотами мира, но и показать красоту страны, широту русской души, гостеприимство. И создать еще одни поводы по коммуникации между странами. Содействовать тому, чтобы Приморский край на нашей площадке стал центром развития культурных, спортивных, личностных взаимоотношений. И, похоже, это получается.

— Правильно понимаю, что в гонках в Приморье участвуют лучшие гонщики мира?

— Фактически, да, потому что сильнейший чемпионат в мире — это D1GP Японии. И шесть пилотов этого чемпионата, безусловно, можно назвать лучшими пилотами мира. Плюс сильнейшие гонщики из других стран АТР.

— Почему они так любят «Приморское кольцо»?

— Причин множество. Одна из них, думаю — как болеют наши зрители. При этом не только за российских пилотов, но и за красивый дрифт. Те эмоции, которые выдает аудитория на «Примринге», таких нет ни в одной стране мира. Невзирая на то, что дрифт, как автомотоспорт — самый зрелищный, все равно самая эмоциональная аудитория — в Приморье. Как болельщики «пускают волну», как кричат — пилоты слышат даже в закрытой машине и шлеме. Эти эмоции им передаются, и они выходят из своих болидов после заезда просто впечатленные поддержкой.

Наши пилоты прибавляют, безусловно, борьба на трассе идет интересная и бескомпромиссная.

И здесь еще одна причина — взаимовыручка. Вообще, в автомотоспорте все строится, как правило, на жесткой, порой жестокой конкуренции. Если посмотреть, к примеру, на «Формулу1»: пилоты в одной команде между собой борются, иногда друг с другом даже не здороваются. А в дрифте, допустим, Хибино разбил машину. Хотя все его знают и любят, но он — в другой команде. При этом российские механики и пилоты бросились ему помогать. Всю ночь чинили машину. Японцев сначала удивляла такая поддержка, а теперь они понимают, что это — Россия.

— Дрифт стал очень популярен у нас в довольно короткие сроки…

— Мы начинали как с популяризации самого спорта, так и создания фундамента для его развития. Не только для того, чтобы пилоты могли расти, но чтобы было удобно и комфортно зрителям, чтобы приходили спонсоры и партнеры, которым интересно использовать этот вид спорта как маркетинговый инструмент. И в совокупности получился продукт, который интересен всем. В том числе, и власти: дрифт-битва стала значимым мероприятием в крае, которое в календаре событийного туризма занимает важное место.

Потом мы пригласили на этап RDS японского пилота Хибино, который позже у нас трансформировался в Хибинушку. Он подтянул уровень наших пилотов, рассказал и показал все азы дрифта, все тонкости. Замечательный пилот, он просто «прикипел» к России, искренне передал очень многое: как в ментальном плане поведения пилота, так и в подготовке, настройке машины. Очень многие российские пилоты взяли у него серьезную базу. И потом — три международных чемпионата. Сначала битва Россия-Япония, которая уже на второй год трансформировалась в чемпионат АТР. На третий мы подняли его уровень и заинтересовали другие страны. И в следующем году планируем, что Asia Pacific D1GP пройдет как многоэтапный Азиатско-Тихоокеанский чемпионат, который может включать пилотов из 14 стран. Мы уверены, что гонки на «Примринге» станут если не самым значимым, то очень важным этапом этой серии, куда будут стремиться и зрители, и пилоты со всех стран.

Первым делом — самолеты

— И у самого «Приморского кольца» наступает новый этап развития?

— Прежде всего, это связано с развитием Приморского края как центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, реализацией проекта Свободный порт Владивосток. Мы задумались о том, что проект «Приморское кольцо» может стать не только чисто спортивным. Поэтому мы масштабировали его: в туристско-рекреационный кластер. Якорем которого, конечно, является спортивно-технический комплекс для развития дисциплин автомотоспорта, которые мы изначально у себя заложили. Это и картинг, и дрифт, и мотокросс, и эндуро, и другие виды спорта и активного отдыха для жителей Приморья и наших гостей.

В рамках первого этапа строительство объектов фактически завершено. Задачи второго: мы хотим сделать более комфортным и удобным пребывание гостей на «Приморском кольце». У нас появится большой туристический концептуальный ресторан — на въезде, для всех, проезжающих из аэропорта. Думаю, он также станет одним из «must visit» мест Приморья.

Еще — гостиница. Еще — торговая аллея, где появятся офисы и бутики. Появится большое кафе быстрого питания. Полное благоустройство клиентской зоны — то, что мы называем «тусич плац» в районе первого самолета ТУ-154. Это место силы наполнено глубокой философией. Там появится благоустроенная площадка для проведения свадеб, корпоративов и других важных мероприятий.

— История с авиалайнером ТУ-154, на мой взгляд, просто потрясающая. Первый самолет, с которого когда-то начались регулярные полеты из Владивостока в страны АТР как место силы «Приморского кольца». Тогда ведь еще никто не говорил о Свободном порте Владивосток, о других проектах интеграции Приморья в Азиатско-Тихоокеанский регион…

— Да, судьба часто подкидывает какие-то знаки. Иногда даже совсем не понимаешь, зачем и для чего, только чувствуешь. Самолет стал одной из важных составляющих «Приморского кольца». Некоторые пытались уколоть: а где матрешки, сарафаны, кокошники? Да кто же спорит. Но ведь не только матрешки и кокошники составляют наш национальный колорит. «Приморское кольцо» многогранно: в нем могут присутствовать объекты, которые традиционно интересны туристам, но и есть некая философия единения. Например, в виде этого самолета, который объединил Приморье со странами Азии. Все намного глубже и интересней.

— С тех пор самолетов на «Приморском кольце» стало больше… У них символическое значение?

— Военный СУ-27 — безусловно, символ патриотизма. Мы видим и вполне понятный туристический интерес к нему, и возможности военно-патриотического воспитания.

И хотим развивать у себя особый туристический сервис — с использованием военной техники. Не исключаю, что в комплексе появятся и танки, на которых туристу будет интересно прокатиться. Планируем и подземный стрелковый клуб, где из разных видов вооружения можно пострелять. СУ-27 станет центром этого направления.

У других самолетов, а их у нас уже четыре, немного другие «маршруты». Есть разные концепции, мы их дорабатываем. Например, квест «Президентский рейс», зона ожидания с кафе. Международный аэропорт Владивосток нам подарил ЯК-40, наверное, за наше упорство или упертость. Мы его поставили в детском парке, который также будет расширяться. Здесь создается интересный аттракцион. Мы уже опробовали проект — экстремальный детский лагерь, дети с большим удовольствием туда идут. Это еще и возможность заинтересовать их интересной профессией, в самолете дети имеют доступ к кабине пилота.

Мы, кстати, задумывались о такой взаимосвязи: в небе — пилот, на трассе — пилот, там — скорость, здесь — скорость…

Режим для «пилотных проектов»

— Особый смысл здесь получает и понятие «пилотные проекты». Режим Свободного порта Владивосток здесь сыграл свою роль?

— Создание на базе южного Приморья режима свободного порта вообще кардинально повлияло на изменение или на возможность масштабирования, увеличения целей и задач проектов. Мы стали одними из первых резидентов Свободного порта Владивосток, наверно, с уже историческим номером 2. То есть, мы уже используем налоговые преференции. И со следующего года планируем начать использовать таможенные. «Приморское кольцо», якорем которого является спортивно-технический комплекс, требует значительного количества техники. Для нас таможенные преференции — большой плюс.

То же касается второй и третьей очереди строительства. Мы можем значительно улучшить финансовую модель проекта за счет оптимизации затрат на строительные материалы, оборудование и т.д., сэкономив до 30-35 % на таможенных платежах и НДС. Что делает ее более интересной для соинвесторов, делает возможным создание правильных комбинаций между спортивными и туристическими объектами. Мы знаем, что спортивные объекты дорогие и трудноокупаемые, а коммерческие объекты рентабельны или имеют среднюю рентабельность. Когда мы применяем режим свободного порта, получается реальная возможность совместить спортивные, туристические, коммерческие объекты, итоговая оптимизированная стоимость и улучшенная рентабельность делает возможным реализацию такого проекта в принципе.

— «Приморское кольцо» включено в федеральную программу развития туризма…

— Да, есть федеральная целевая программа, и то, что мы в нее включены, считаем серьезным признанием проекта на общероссийском уровне. Очень надеюсь, что действие программы в связи с изменениями в бюджете не будет прекращено, и заявленная поддержка будет исполнена. Сейчас идет проектирование инженерных сетей и подъездных путей. В рамках программы они должны быть подведены к ТРК «Приморское кольцо» за счет средств федерального и краевого бюджета. Что справедливо для крупного туристического хаба, положительным образом влияющего на жизнь в регионе.

— Тем более, что наш край заявлен центром Восточного кольца. Мы действительно можем взять на себя роль туристического хаба в регионе?

— Да, и мы будем рады стать частью этого Восточного кольца России. Есть «Приморское кольцо», есть еще ряд интереснейших проектов, которые находятся сегодня в стадии реализации на территории края и готовы развиваться с учетом новых перспектив. И мы в рамках третьей очереди заявили о строительстве дополнительных туристических объектов. Это большой детский парк аттракционов и аквапарк круглогодичной эксплуатации. Планируем дополнительно сеть ресторанов и кафе, торговых площадей. И даже небольшое агрохозяйство, для развития агротуризма и снабжения свежими овощами и фруктами высокого качества ресторанной сети «Приморского кольца». Также мы рассчитываем на создание небольшого гольф-поля с инфраструктурой, в японском стиле, коттеджного поселка и довольно большой базы отдыха. То есть, планируем на территории «Приморского кольца» создать туристический хаб. Надеюсь, мы станем важной составляющей туристической отрасли Приморского края и Восточного кольца России.

Инвестор услышал сигнал

— Многие специалисты, и вы в том числе, говорите о необходимости приоритетного развития отельного бизнеса: как в целом в Приморье, так и на территории «Примринга». Инфраструктура — одна из важных составляющих. Но туристическую отрасль, как я понимаю, необходимо и организационно «закольцевать»?

— Именно так. Например, одна крупная японская компания уже сейчас готовит на следующий год под наши крупные мероприятия чартеры. Прорабатывается и программа посещения других значимых мест во Владивостоке. Все туристические компании отмечают несколько важных вещей для успешной реализации программы, в частности, для тех же японцев. Первый пункт — заблаговременность определения дат мероприятий. И это касается всей отрасли, потому что международные туристические компании планируют туры за год. И многие туристы планируют свои поездки тоже заблаговременно. Это русские люди — авантюристы, в хорошем смысле этого слова. Могут сорваться и полететь на другой край света, и получать от этого удовольствие.

Мы уже анонсировали Asia Pacific D1 Primring Grand Prix 2017 — он пройдет у нас с 22 по 24 сентября. Японские организаторы и пилоты уже внесли его в свой календарь, и мы уже готовы пообещать туристическим компаниям, что они могут готовить свои чартеры, программы именно под эти даты.

— Группа компаний Sumotori реализует проекты не только в туристической отрасли. Как бы вы в целом оценили инвестиционный климат в Приморье?

— Сначала нужно разобраться, о каких инвесторах мы говорим. Есть инвесторы местные, есть из других регионов страны, есть иностранные. При этом среди последних нужно отдельно выделить азиатских бизнесменов, а они, в свою очередь — делятся на представителей Китая, Японии, Кореи, Сингапура и т.д. Потому что у всех свой менталитет, свои особенности ведения бизнеса.

Что касается российских инвесторов. Только по количеству заявок на статус резидента Свободного порта видим — движение есть, и очень активное. Пусть закон нуждается в корректировке, пусть не все заявленные инвестиции состоятся, но достигнуто главное. А именно — наши местные, приморские предприниматели, поверив в перспективы развития своего края, начали реализацию проектов здесь, на территории Приморья! Приход крупных игроков из других регионов России тоже говорит о многом.

На поведение иностранных инвесторов влияют свои факторы. Представители Азии традиционно всегда были очень осторожны. Для них очень важен ясный сигнал. Этот сигнал был отчетливо дан на последнем Восточном экономическом форуме лидерами России, Кореи и Японии. Еще ранее — Китая. И мы сразу видим определенный прорыв. Наша группа компаний уже реализует три инвестиционных проекта с китайскими бизнесменами, а в следующем году планируем начать еще два: один с японскими, другой — с южнокорейскими партнерами.

Поэтому мы можем уже не гипотетически говорить об этом, а на основании реальных практических договоренностей, которые находятся в стадии реализации. Осторожное нажатие на педали акселератора — используя спортивную терминологию — уже началось, очевидно, что движение есть, и будет результат. И это очень радует. По общению со своими иностранными друзьями понимаю, что в бизнес-среду, в частности, в Японии и Корее, пошел ясный сигнал о возможности и целесообразности начала масштабного сотрудничества. Бизнес-сообщество получило необходимые сигналы. И я уверен в том, что именно японский бизнес со следующего года начнет особенно активно заходить в Приморье.

Стань властелином кольца

— Все-таки место силы «Приморского кольца» обладает магией. Прошло ведь не так много времени с тех пор, как вы — символом— поставили у себя первый лайнер, выполнявший рейсы из Владивостока в АТР. И вот мы говорим о вполне определенном интересе зарубежных инвесторов к Приморью. И еще о том, что во Владивостоке можно увидеть Мариинский театр, сходить в Эрмитаж, провести выходной с детьми на «Примринге»… Все это же не только для туриста, в первую очередь — для всех нас.

— Именно это и есть самое важное! Я и моя семья живем здесь, трое моих сыновей живут здесь, и очень много друзей. Мы здесь живем! И нам бы хотелось создавать проекты, которые действительно улучшают край. Делают его привлекательным не столько для туристов, а создают в Приморье возможности для полноценной жизни, а не существования.

Перед саммитом АТЭС проводился опрос: какой из 12-ти проектов накануне форума жителям Приморья понравился больше всего? Понятно, тогда строили дороги, грандиозные мосты и другие важные объекты. Но одним из проектов, который получил самую высокую оценку, стало «Приморское кольцо». Это показательно. Все дороги, мосты, нефтехимические заводы — это, конечно, очень важно для жителей края. Но можно сколько угодно создавать инженерную инфраструктуру, заводы и рабочие места, но нам ЖИТЬ-то нужно! Мы же не гастарбайтеры, которые приехали сюда по хорошей дороге на завод поработать, а потом поехали домой спать до следующего рабочего дня. Все хотят жить, дышать, а не существовать.

Для меня «Приморское кольцо» стало проектом души. Который, я чувствовал, очень важен для многих небезразличных мне людей. Есть у него, у самой идеи, определенная предыстория. Когда-то я приводил сюда японскую делегацию с экскурсией: буераки, глина, заросшие овраги. И показывал им, что здесь будет. Наш переводчик приехал со своей девушкой. Мы шли группой, а она сзади плелась по этим ухабам, ожидая своего парня, пока он закончит работать. Потом мы остановились, и она задумчиво говорит ему: «А мне все больше и больше хочется жить в Приморье!»

И меня тогда просто прошибло! Слова приморской девушки стали словно каким-то знаком. То есть, это такой момент, когда ты отчетливо понимаешь: то, что ты делаешь, важно людям — чтобы принимать решение, уезжать им или жить здесь, создавать семьи, рожать детей. А не быть во всеобщем чемоданном настроении, которое меня в последнее время угнетало.

Отсюда же родилась и другая идея. Ведь было много скептиков, наблюдателей со стороны. Говорили: не получится, не справишься. Когда стало получаться, говорю, пообщавшись со многими друзьями: ну видите же, получается, а вы чего сидите? Но у кого-то нет видения, у кого-то не хватает финансовых средств, у кого-то — коммуникационных ресурсов, чего-то еще. И появилась идея расширить наш круг. Поговорив со многими друзьями, я принял решение, по сути, народного IPO: акционирования проекта через фонд регионального развития «Приморское кольцо».

— То есть, пригласили друзей «заглянуть за поворот»?

— Есть такое понятие. У лучших пилотов «Формулы1» особый взгляд: на огромной скорости они смотрят не прямо на трассу, у них получается как бы смотреть уже за следующий поворот. Наверное, этот термин можно применить и в бизнесе, учитывая, на каких скоростях сейчас идет движение в Приморье, в России… Вот что крайне важно: решение о народном IPO, об акционировании проекта через ПАО «Фонд регионального развития «Приморское кольцо» — оно не из-за каких-то личных амбиций или желания привлечь колоссальные средства.

Мы реально что-то хотим сделать, чтобы и другие смогли реализовать себя на нашей площадке. Когда я создавал «Приморское кольцо», даже в эти два слова в названии вложил дополнительный смысл. С одной стороны, это наложение спортивных трасс, треков разной конфигурации в одном месте, обрамленных оранжевым кругом. Так вот, это — оранжевый круг людей, любящих жизнь, любящих Приморье, желающих жить и работать здесь. Это круг друзей, круг единомышленников. И я хотел бы объединить этих людей, которые хотят здесь жить и делать что-то совместно. И если не у всех что-то получается, предлагаю — давайте делать все это вместе.

Мы выпустили акции, номинальной стоимостью 1000 рублей каждая, добро пожаловать в акционеры! Акция за одну тысячу рублей — это приобщенность к миссии развития Приморья. Получайте дивиденды и моральное удовлетворение. Вы становитесь акционером вот этого всего!

— А вы сами занимались автоспортом?

— Так же, как все пацаны. Профессионально автомотоспортом я не занимался и, может быть, даже к лучшему. Потому что я бы тогда был просто фанатом: больше автомотоспорта и меньше предпринимательства. А здесь и сейчас реализуется интересная комбинация автомотоспорта и технических дисциплин, начатая еще с детства, когда я собирал свой первый велосипед или первый мотоцикл.

— Так что же все-таки для вас «Приморское кольцо»: хобби или бизнес?

— Как сказал мудрый человек: найди работу по душе, и ты не будешь работать ни одного дня. Мне повезло в жизни. Потому что я нашел работу, которая для меня стала и хобби, и способом самореализации, и возможностью приносить пользу родной территории, тем людям, которые здесь живут.

Алексей РАСПУТНЫЙ Фото Юрия МАЛЬЦЕВА