Дерипаска идет на посадку. Акционеры Шереметьево согласовали продажу Международного аэропорта Владивосток
Внеочередное общее собрание акционеров АО «Международный аэропорт Шереметьево» в форме заочного голосования одобрило договор по купле-продаже акций между АО «МАШ» (в качестве приобретателя) и АО «Терминал Владивосток» (в качестве эмитента), а также соглашение о зачете денежных требований и сделку по конвертации займов.
Как сообщила пресс-служба компании, данный пакет документов является условием сделки по продаже Международного аэропорта Владивосток. Судя по всему, очередная попытка Шереметьево «улететь» из Приморья с деньгами все-таки завершится успешно.
Условия конкурса по продаже аэропорта Владивостока готовились еще в 2011 году. Интерес к нему подтверждали «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга. Тогда торги не состоялись. В Шереметьево заявили, что по итогам консультаций с ВЭБом решено продать актив после саммита АТЭС. То есть — подороже. Но после сентября 2012-го продажа снова была отложена.
Глава Шереметьево Михаил Василенко пояснял, что сначала нужно «сформировать бизнес, связанный с работой авиакомпаний и пассажиров», чтобы аэропорт оценивался по рентабельности, а не по себестоимости строительства. Объем капитальных вложений в новый аэровокзальный комплекс он оценивал в 6,3 млрд руб.
Главным инвестором выступила компания «Международный аэропорт Шереметьево», соинвестором — Внешэкономбанк. Весной 2013-го Шереметьево выставило на продажу только здание старого терминала и участки под ним по стартовой цене 550 млн руб. Сейчас он переоборудован под выставочный центр. Аэропортовый бизнес переводится в новый терминал.
В августе 2014-го МАШ объявил о продаже 52,16% акций аэропорта Владивостока и 100% акций «Терминала Владивосток». В феврале прошлого года победителем конкурса признан консорциум с участием «Базового Элемента» Олега Дерипаски, Российского фонда прямых инвестиций и сингапурского оператора Changi Airports International. Доли между членами альянса распределены равномерно — по 33,3%.
Сумма сделки оценивалась примерно в 6 миллиардов рублей, и, соответственно, должна была быть профинансирована участниками в равных долях. Планировалось, что в сделку входит покрытие всех обязательств. То есть, за оба пакета МАШ выручит около 1,5 млрд руб. деньгами. Кроме того, ему вернут около 2,5 млрд кредитов, выданных аэропорту Владивостока. При этом само Шереметьево ничего должно ВЭБу не будет: кредит примерно на 2 млрд руб., который выдавался на строительство нового терминала, обслужит новый владелец актива.
Но дело опять застопорилось. По некоторым данным, консорциум попросил об оплате в рассрочку, такая возможность предусмотрена в конкурентном предложении. Очевидно, эти условия и были до последнего момента предметом торга. Судя по итогам внеочередного собрания акционеров МАШ, стороны окончательно пришли к соглашению.
— Если все пройдет гладко, и не возникнет никаких дополнительных вопросов, наверное, ноябрь, может быть, начало декабря — будет подписание контракта по продаже доли в аэропорту Владивостока, — заявил перед собранием г-н Василенко.
Накануне в Приморье нанес визит председатель совета директоров группы Changi Лью Ман Леонг. Безусловно, не просто так, обсуждался вопрос передачи инвестору его доли акций. Сингапурского оператора заверили, что сделка будет закрыта до конца 2016 года.
Changi Airports International — ведущий консультант, управленец и инвестор на мировом рынке авиаперевозок. Компания имеет опыт работы более чем в 20 странах на четырех континентах, где расположены более 50 аэропортов. Как отметил Лью Ман Леонг, планируемая сделка по приобретению части акций аэропорта Владивосток — вторая в России.
— Четыре года назад инвестиция в аэропорт в Краснодарском крае стала для нас серьезным шагом. Сейчас у нас есть 30% совместного предприятия, которое владеет аэропортом в Сочи. Мы довольны, как это совместное предприятие показало себя. Наши вложения показали очень хороший рост. Практически в два раза — за прошедшие четыре года — вырос пассажирский поток. Мы надеемся, что такая же история успеха повторится во Владивостоке, — прокомментировал он. — Наша цель — достичь пассажиропотока 5 млн пассажиров в год в краткосрочной перспективе. Мы уверены, что наш опыт по инвестированию поможет нам сделать из этого аэропорта более коммерчески привлекательный объект с лучшим уровнем сервиса. Первым приоритетом для нас будет развитие маршрутных сетей и новых прямых перелетов как за рубеж, так и внутри России.
По итогам 10 месяцев 2016-го воздушная гавань Приморья оказала услуги 1 млн 569 тыс. пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий поток аэропорта Владивосток вырос на 8%. На внутренних воздушных линиях обслужено 1 млн 101 тыс., на международных — 468 тыс. человек. При этом особо выросли китайское — 64%, и южно-корейское направления — 18%.
Алексей РАСПУТНЫЙ Фото Юрия МАЛЬЦЕВА