Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Маски сброшены»: о «сдаче Владивостока Китаю», режиме истерики и многом другом

Рубрика: Общество
16.06.2023

После февраля 2022 года уже всем понятно, что мир не будет прежнем.  Россия живет в новых реалиях — это факт.  Происходящие события кардинально повлияли на развитие нашей страны и Приморья в частности. Громадные перемены произошли, в частности, в  отношениях с нашими странами-партнерами АТР – 2022 год для всей нашей страны без преувеличения можно назвать переломным. Были сброшены многие маски, отринуты многие концепции. Однако появились и новые возможности, в том числе для Приморья, — считает посол по особым поручениям Андрей Броварец.

Интересно вспомнить динамику. Первое полугодие после начала СВО, по понятным причинам, прошло в обстановке максимальной неопределенности. Привычный ход вещей был нарушен прекращением заходов в порты края крупнейших контейнерных перевозчиков, приостановкой инвестпроектов и побратимских программ, отъездом иностранного персонала совместных предприятий, прекращением международного авиасообщения.

Однако прошло совсем немного времени, и сало очевидно, что приморские  порты с избытком заместили выбывшие компании и демонстрируют устойчивое развитие. В ноябре 2022 года из столицы ДФО возобновились международные полеты. Взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой (сестра лидера которой прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России»).

Даже те государства региона, которые в силу ряда геополитических и экономических причин под внешним давлением вынуждены делать реверансы в сторону Соединенных Штатов, в повседневных контактах демонстрируют взвешенную позицию, отвечающую взаимным интересам.

По сути, во всей Северо-Восточной Азии  оказалась только одна страна — Япония, которая последовательно подключилась к антироссийской линии. Но это государство  не просто в меньшинстве – в одиночестве.

— И даже оттуда с уровня муниципалитетов и обычных людей мы регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты, — подчеркивает Броварец.

По итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья – вдумайтесь в эту цифру – вырос на 15% (прогнозируемый рост в 2023 году – 6%). Рост внешнеторгового оборота составил 22%. В рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 миллиардов рублей. Край посетили три миллиона туристов, что всего лишь на миллион меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Именно так выглядит «курс на Восток».

– Если говорить как раз о развитии «курса на Восток» и расширении партнерских связей со странами АТР, какие риски наиболее сильны сейчас?

– Практика показала, что несмотря на внешнее давление, Приморский край не просто живет (или выживает), но активно развивается. Драйвером и залогом для этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. Спасибо «партнерам», которые своими действиями продемонстрировали: жизнь и перспективы за пределами выстроенной коллективным Западом системы есть.

Излишне говорить, что такой поворот событий нравится далеко не всем. Мы стоим в начале долгого пути, на всем протяжении которого край будут испытывать на прочность. Угрозами, санкциями или подрывной информационной работой, призванной не только поссорить его жителей с ближайшими соседями, но и посеять раскол внутри общества. Наиболее показательным недавним примером в этой связи является способ подачи в общем-то рядовой новости о том, что Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Практически все прозападные СМИ (и, что более печально, некоторые российские) буквально вывернули тему наизнанку и подали ее будто «слабеющая Россия буквально поступилась суверенитетом и отдала порт Китаю».

А теперь давайте «выключим» режим истерики и подумаем логически. Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края – это ничто иное как международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). В 2015 году они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа. В 2016 году концепция их развития была утверждена правительством Российской Федерации. Меморандум о сотрудничестве в данном направлении был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. До начала пандемии международные транспортные коридоры не только функционировали в повседневном рабочем режиме, но и активно развивались. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино – 3,8 тысячи.

Все эти годы бюджет России получал доходы от таможенного сопровождения транзита, плату за проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места. Где случился тот поворотный момент, когда проект из «новой точки роста пограничной, железнодорожной и портовой инфраструктуры» превратился в «сдачу суверенитета»? Он произошел только тогда, когда некоторым нашим уважаемым «партнерам», которые сами все эти годы активно использовали возможности приморских международных транспортных коридоров, потребовались поводы для раздувания вражды.

В свете перестройки внешней политики страны на Восток жителей Приморья очень интересует,  как это отразится на развитии края?  В поисках ответа стоит взглянуть на обновленную Концепцию внешней политики Российской Федерации от марта 2023 года, где региональные приоритеты внешней политики нашей страны прописаны именно в следующем порядка: «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика».

Как вы можете видеть, Европа и США ушли в ней в самый конец списка, а из Азиатско-Тихоокеанского региона был выделен отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, который замкнул первую тройку.

Для Владивостока (да и всего федерального округа) эти акценты в государственном документе значат не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны.  Выстраивается новая внешняя экономика, производственные цепочки, логистика.

Трудные времена рождают сильных людей. Это очевидно для дальневосточников – потомков первопроходцев и переселенцев, чьими отличительными чертами всегда были спокойствие, упрямство, собранность, трезвость ума и четкое видение перспективы. Понятно одно: перспективы привлечения иностранных денег, инвестиции более чем реальны, несмотря на попытки Запада изолировать Россию. И за возможность вложиться в развитие Дальнего Востока уже начинается драка.

Анна БЫСТРОВА 

Фото PortoFranko и представительства МИД РФ во Владивостоке