Эра «неввезения»
Сотни машин «зависли» на таможнях Дальнего Востока из-за введенных с нового года требований по оборудованию транспортных средств системой «ЭРА-ГЛОНАСС». В режиме тревожного ожидания замер весь рынок подержанных авто Приморья.
«Зависли» на таможне
Традиционно каждый год для «народного автоимпорта» на Дальнем Востоке начинается с какой-нибудь гадости. Нынешний и вовсе открывает «эру неввезения»: новые требования грозят окончательно похоронить ввоз подержанных иномарок из Японии.
Пока рынок замер. Ситуация тупиковая, выход не знают ни автоимпортеры, ни таможенники.
— С начала года у нас оформлено 1217 автомобилей. Это значит, что товарищи внесли платежи и хотели бы машины забрать. Но забрали только 448 автомобилей, на которые ПТС были оформлены по СБКТС, выданным до 31 декабря. Кроме того, на складах находятся еще 769 машин. Какова будет их судьба — трудно сказать, — откровенно развел руками начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.
Во Владивостокской таможне также признали, что порядок выдачи ПТС на автомобили после дооборудования их системой «ЭРА-ГЛОНАСС» на данный момент отсутствует. С начала года в столице Приморья оформлено и выпущено из порта более 600 машин, а около 400 «зависли» на складах.
— Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию к спаду ввоза автомобилей. В феврале было ввезено всего порядка 25 подержанных иномарок, — сообщил в конце прошлой недели журналистам исполняющий обязанности заместителя начальника Владивостокской таможни Алексей Кузьменко.
Надавили кнопку
В былые времена на Дальний Восток ввозилось около полумиллиона машин в год. После серии ударов по бизнесу объемы упали практически в десять раз. В 2016-м через таможни региона прошли 51 209 иномарок.
Разрушение «народного бизнеса» стало не единственной, но весомой причиной падения уровня жизни «на окраине». По официальной статистике, Дальний Восток оказался в тройке федеральных округов с худшими показателями доходов населения по итогам 2016 года. Вот такой парадокс. Как громогласно заявляют власти, новые механизмы развития региона, включая ТОРы и Свободный порт Владивосток, позволили привлечь в ДФО около 1,3 трлн рублей инвестиций. А реальные доходы населения при этом сократились на 7%, превысив среднероссийский уровень падения — 5,5%.
Большинство представителей бизнеса в Приморье расценивают мнимую заботу о нашей безопасности как дополнительное бремя. Правилами ВТО в ближайшей перспективе предусмотрено постепенное снижение пошлин на импорт автомобилей. По мнению многих экспертов, требования об установке «тревожной кнопки» не что иное, как плохо замаскированный способ компенсировать убытки. И попутно в очередной раз поддержать «отечественного производителя» — как всегда, за счет жителей Дальнего Востока.
Дубинушка ухнула
На привокзальной площади Владивостока на 19 февраля намечен митинг против обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС» на подержанные иномарки, ввозимые в Россию. Начало — в 13.00. Пытаются как-то вмешаться в ситуацию и власти. Как заявил губернатор Владимир Миклушевский, «данный вопрос затрагивает интересы многих жителей края и является социально-значимым для Приморья, поскольку напрямую связан с развитием малого и среднего бизнеса в сфере грузовых, пассажирских перевозок, торговли, строительства, личного подсобного хозяйства и других отраслях». По его мнению, «нововведение необходимо доработать». В курсе проблемы и полпред президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев.
— Разработчики нового регламента таможенного союза не учли сложности, которые возникли при регистрации подержанных автомобилей. Новые автомобили оснащают устройством прямо на конвейере, соответственно на подержанных автомобилях этого оборудования нет. А для нас, дальневосточников, это очень важный вопрос. Поэтому я предложил отложить применение новых правил регистрации хотя бы на полгода, — заявил Владимир Миклушевский. — Мы ожидаем результаты в ближайшее время. Насколько мне известно, Юрий Петрович уже докладывал председателю правительства Дмитрию Медведеву о существующей проблеме.
В 2008 году попытка диалога с правительством закончилась под дубинками подмосковного ОМОНа на центральной площади Владивостока. После этого «народный автоимпорт» выживал, как мог, почти десять лет. Похоже, теперь его решили добить окончательно.
Алексей РАСПУТНЫЙ
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА