Фейковые скидки. Эксперты: как не «лохануться» на распродаже года в «черную пятницу»
До «черной пятницы» один день. Крупные ритейлеры обещают скидки до 70%. Правда, как выяснилось, не все из них настоящие. Эксперты изучили, какие схемы в этом году придумали продавцы, чтобы поставить на товар фейковые скидки. Как не переплатить на распродаже года?
Купить дешево в наши дни — целая наука. Опытные любители большого дисконта советуют подготовиться к «черной пятнице» заранее, чуть ли не за месяц выбрать понравившиеся модели техники и следить, вдруг именно на них будет скидка. А почему заранее? Прежде чем уронить цену, ритейлеры иногда ее искусственно поднимают. Проверять добросовестность можно по-разному, рассказал в эфире «Ъ FM» администратор группы «Киберпонедельник по-русски» Борис Базанов:
— Допустим, если вы на сайте какого-то ритейлера видите некий телевизор стоимостью $500, и тут он упал в цене и стал стоить $300, заходим на сайт производителя в России, видим, что рекомендованная розничная цена — $300. И понимаем, что вообще скидки-то никакой и не было.
Завысить цену в два раза перед распродажей, а потом поставить дисконт 50% — из-за таких трюков «черные пятницы» едва не растеряли популярность в России. Но теперь сделать фейковую скидку сложнее. Проверить, какая цена на товар была до акции, легко. Достаточно зайти на сайты агрегаторов — это, например, «Яндекс.Маркет» или «Google Покупки». Для стопроцентной уверенности лучше проверить стоимость вручную. Как это сделать, рассказал руководитель проекта Hi-Tech.Mail.Ru Дмитрий Рябинин:
— Вы забиваете ссылочку актуальной страницы в поисковик, и потом в результатах поиска выбираете кэшированную страницу. В зависимости от сайта и поисковика она будет той или иной даты, но она будет иметь прошедшую дату. И если распродажа только началась, есть очень хорошие шансы проверить на честность продавца.
Хай-теку продавцы противопоставляют хитрость. Главное — заманить клиента. Например, на сайте-агрегаторе скидка на золотое кольцо заявлена в 70%. И она реальная, вот только доставят его из города за 3 тыс. км от Владивостока. Надо ждать и доплачивать. Но клиент, обрадованный низкой ценой, согласен и на это. Главное помнить, что слишком большая скидка часто признак подделки или неликвида, рассказал директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников:
— Купить новый iPhone со скидкой 50% на «черной пятнице» практически нереальная история, если ритейлер не делает это себе в серьезный убыток. Размер скидки на технику не может превышать 25-30%. То же касается бытовой техники, тут, скорее всего, скидка будет даже меньше. Большие скидки могут быть на одежду, на очень сезонный товар — скидка может доходить до 70%, и бояться тут не стоит.
В офлайне проверить скидки сложнее. Ценники переписывать не стесняются — вряд ли человек помнит, сколько товар стоил месяц назад, если не присматривал его. Но даже если скидка настоящая, магазин найдет способ отбить свои убытки, говорит эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов:
— Потребителю предлагается товар со скидкой, но для того чтобы участвовать в этой акции-скидке, вам нужно приобрести страховку, либо дополнительный сервис на обслуживание, тем самым, получается, вы как раз доплачиваете за тот товар, на который вам дают скидку. Это дополнительно навязанные услуги. Потребитель полностью убежден, что он покупает товар и за обслуживание ему нужно дополнительно платить, но это и так входит в прямую обязанность продавца.
А еще магазины часто предлагают подарки, обычно на кассе, когда человек доволен удачной покупкой и легко соглашается взять что-то еще. Несмотря на название, их пробивают по полной стоимости, так что весь эффект от скидки может раствориться.
Акция «черная пятница» в России продлится все выходные. Скидки в магазинах будут предоставлять вплоть до понедельника.
Фото ТАСС и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)