Галеры для крабов. Ленинградская «Пелла» и Славянский СРЗ создают компакт-верфь в Приморье
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» и ПАО «Славянский судоремонтный завод» создают совместное предприятие для строительства рыболовных судов в Приморье.
Доли совладельцев в компании не называются, но понятно, что инвесторы определили место расположения нового предприятия в Приморье. Как уже сообщал PortoFranko, ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (подконтрольно гендиректору Герберту Цатурову) планирует создать в рамках Свободного порта Владивосток компакт-верфь для строительства рыбопромысловых судов длиной до 80 метров. По словам замглавы по перспективному развитию компании Ильи Вайсмана, проект можно реализовать за два с половиной года. В рамках ВЭФ-2017 во Владивостоке «Пелла» подписала с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций, ООО «Антей» и Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока (АДК) соглашение о сотрудничестве по этому проекту. «Рабочая группа должна окончательно выбрать место, привязка проекта займет около четырех месяцев»,— пояснил тогда господин Вайсман.
Строительство аналогичной верфи в Отрадном (Ленобласть) обошлось «Пелле» в 6 млрд. руб., но на Дальнем Востоке при правильном подборе инфраструктуры компания оценивает проект дешевле, капитальные затраты без оборудования обойдутся в 2 млрд. (часть средств — кредиты Сбербанка). Судя по всему, базой для нового предприятия станут площадки Славянского СРЗ. «Пелла» также планирует сотрудничать с корейскими партнерами по поставкам оборудования как для строительства верфи, так и для установки на суда. Пока речь идет о лизинге, но не исключена и возможность локализации производства в РФ. По словам Ильи Вайсмана, в Ленобласти будут строиться головные суда на рыбопромысловые заказы, там будут идти отработка технологии и обучение кадров из Приморья.
— Как только на Дальнем Востоке будут построены первые два судосборочных пролета, мы сможем приступить к строительству краболовов, траулеров и других рыбопромысловых судов,— заявил представитель «Пеллы». По словам Ильи Вайсмана, потребность Дальнего Востока на пять лет — более 100 судов. Новая верфь могла бы строить и научно-исследовательские суда для Росрыболовства и Минприроды.
Введение механизма распределения квот на добычу краба «под киль», что Росрыболовство обещает сделать до конца года, стимулирует рыболовные компании активизировать переговоры о строительстве новых судов. Владивостокская «Дальрыба», например, до конца года закажет проектирование двух краболовов, их строительство должно начаться уже в середине 2018 года. Первый контракт на судно-краболов заключен и у «Пеллы» — с ООО «Антей». Его гендиректор Андрей Поломарь сообщил, что компания планирует заказать порядка 15–20 таких судов, и не исключил, что заказы могут быть размещены также на «Пелле».
Президент АДК Александр Дупляков напоминает, что нормативные акты по «квотам под киль» для добычи краба еще на стадии разработки, но потенциал строительства судов для этого промысла на Дальнем Востоке — 25–30 единиц. Это позволит за пять-шесть лет обновить 30–50% крабового флота на Дальнем Востоке, отмечает он.
— Где будет строиться флот под инвестквоты на краба, да и остальной,— вопрос открытый,— комментирует Александр Дупляков.— В настоящее время не подано ни одной заявки, где судно должно строиться на дальневосточной верфи, пока они проигрывают в конкурентной борьбе иностранцам.
Но, утверждает глава АДК, если «Пелла» реализует проект, «недостатка в заказах не будет».