Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

ГИБДД взялась за старые. Владельцы праворульных машин могут серьезно пострадать

Рубрика: Бизнес
27.07.2019

Обязательное применение ГОСТа с новыми типами автомобильных и мотоциклетных номеров отложено на год. Ранее предполагалось, что документ вступит в силу 4 августа. Решение о продлении действия старого стандарта принято после обращения ГИБДД: на складах ведомств скопилось много неиспользованных госзнаков, которые пришлось бы списать в утиль. Подразделения продолжат выдавать их гражданам и предприятиям еще год. Те, кто хочет все-таки иметь госзнаки нового образца, сможет заказать их у частных фирм. Принятое решение вызвало возмущение производителей, которые уже закупили оборудование для промышленной печати номеров, рассчитывая на госзакупки МВД.

Согласно приказу Росстандарта №423-СТ от 23 июля, с 4 августа 2019 года продолжит действовать ГОСТ Р 50577 1993 года «Знаки государственные регистрационные транспортных средств». Планировалось, что он будет отменен, на смену придет новый ГОСТ Р 50577 2018 года. Теперь оба стандарта смогут применяться одновременно (это допускает приказ Росстандарта), — сообщил «Коммерсант».

С идеей разработать новый ГОСТ выступил в 2016 году Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД. Утвержденный в сентябре 2018 года документ вводит новые типоразмеры номеров. Для мотоциклистов появятся госзнаки меньшего размера (действующий стандарт — 245 x 185 мм, новый — 190 x 145 мм): они лучше крепятся на площадках современных мотоциклов, их не отрывает потоком воздуха с кронштейна. Вводится новый вид задних двухстрочных номеров для праворульных японских, а также американских и некоторых марок советских автомобилей. Обычный однострочный на заднюю площадку таких машин не входит по габаритам, приходится его гнуть. В России числится более 3,1 млн праворульных автомобилей, и большинство из них ездит на Дальнем Востоке.

Планировалось, что стандарт вступит в силу с 1 января 2019 года, но ГИБДД попросила Росстандарт перенести срок на 4 августа в связи с особенностями поставок номеров в подразделения. Соответствующий приказ Росстандарт выпустил. На этот раз ГИБДД обратилась в агентство, сообщив о стратегическом запасе уже изготовленных знаков старого образца: номера придется списать в утиль, пояснил источник, знакомый с ситуацией. Речь идет примерно о 100 тыс. номеров в подразделениях. Аналогичную проблему обнаружили и в Минсельхозе: трактора, комбайны и другую технику регистрирует Гостехнадзор, где также образовался запас знаков. За год запас будет исчерпан, после чего с 4 августа 2020 года Госавтоинспекция и другие органы полностью начнут работать по новому стандарту. МВД уже заключило контракты с поставщиками, заказав партии госзнаков старого образца: новые номера в подразделениях ГИБДД пока не появятся.

Предложенное решение — «самое правильное из всех возможных», говорит член технического комитета «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте, коллекционер автономеров Петр Шляхин.

— Оно, с одной стороны, позволяет не убивать запасы, на которые были потрачены денежные средства,— поясняет он.— С другой стороны, люди уже давно ждут возможности применять номера нового стандарта, особенно задние двухстрочные. Пусть ГИБДД выдает в подразделениях знаки старого образца, а желающие будут обращаться в частные фирмы, заказывая у них новые номера.

Подобные конторы уже активно рекламируют свои услуги в интернете, средняя стоимость — 1,5–2 тыс. руб. за штуку. Более того, некоторые автовладельцы во Владивостоке уже повесили на свои машины новые номера, что незаконно до 4 августа: можно серьезно пострадать — ГИБДД может квалифицировать это как управление авто с подложными знаками, что чревато лишением прав.

Решение о переносе ввода нового ГОСТа на год неприятно удивило изготовителей номеров — поставщиков ГИБДД. Согласно закону «О государственной регистрации транспортных средств» (вступает в силу с 1 января 2020 года), изготовители будут обязаны вести электронный учет продукции, что позволит отследить историю любого номера, рассказала глава Союза производителей госрегзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева. Для этого в новый ГОСТ была введена обязательная лазерная гравировка заготовок, прибор по ее нанесению стоит 8–11 млн руб. Если МВД в рамках госзакупок продолжит закупать номера по старому ГОСТу, для которых гравировка не предусмотрена, то непонятно, как выполнять требования закона, говорит госпожа Шерстнева.

Союз уже готовит обращение в Росстандарт. Производители говорят, что приобрели много другого дорогостоящего оборудования для работы по новому стандарту — например, клапрама (пресс) для номера нового образца стоит более 800 тыс. руб.

— Мы категорически против переноса нового ГОСТа,— добавляет гендиректор компании «Буборг» (один из крупнейших поставщиков номеров для МВД) Светлана Тепцова.— Рынок рассчитывал, что стандарт вступит в силу. Наша компания закупила оборудование на 15–16 млн руб. Конечно, у нас есть 150 филиалов, которые могут печатать номера нового формата при обращении водителей, но такого объема госзнаков, как в госзакупках, который мог бы окупить вложения, там нет — не более 25 тыс. номеров в год.

По ее мнению, участники рынка вместе с МВД и Росстандартом могли бы найти какое-то «компромиссное решение», введя, к примеру, «переходный период в несколько месяцев».

— В противном случае к августу 2020 года у ГИБДД и других органов власти накопятся новые запасы старых номеров, и проблема никак не решится,— добавляет Светлана Тепцова.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА