Гороскоп Веркеенко. Я поведу тебя в музей — мэр Владивостока о будущем Миллионки, проезду по ВКАДу и продаже Серого дома
Встреча мэра Владивостока Виталия Веркеенко с главными редакторами местных СМИ в музее им. Арсеньева всколыхнула информационное пространство целым потоком «горячих новостей». Но на самом деле двухчасовая беседа с журналистами была на редкость ровного, и, мы бы сказали, философского содержания. Общий тон разговору задала экскурсия по музею, блестяще проведенная его директором Виктором Шалаем.
Мэр продает Серый дом
Идея мэра Виталия Веркеенко провести первую пресс-конференцию в музее хороша сама по себе. Директор музея, Виктор Шалай, говорил о людях, благодаря которым Владивосток был создан и развивался. О переселенцах, которые ехали сюда через всю страну, кто на телегах, кто в столыпинских вагонах, а кто и весьма экзотичным образом, на пароходах, через Египет, Индию, считай — через полмира.
— Откуда, вы думаете, наш дальневосточный характер? Вот тогда и закладывался менталитет дальневосточников — людей бесстрашных, авантюрных, не боящихся трудностей и расстояний, — рассказывал Виктор Шалай. — Владивосток — один из немногих городов, а может и единственный, который сначала появился в планах, а затем уже планомерно воплощался в жизнь. Владивосток — город мечты. И за этой мечтой люди преодолевали колоссальные расстояния. Здесь живут особенные люди.
Исторические параллели были весьма уместны перед встречей с новым мэром Владивостока, человеком, который не любит носить галстуки, и, по его словам, не считает себя чиновником. А скорее — нанятым на работу менеджером, призванным городу служить. И попытаться воплотить мечты, в том числе свои — как жителя Владивостока…
Он и в самом деле не похож на чиновника, новый городской голова Веркеенко. Какой бы чиновник усадил главных редакторов в большой круг, так, чтобы между мэром и журналистами не было никаких барьеров?
— Порядочность для меня даже важнее, чем профессионализм, — заявил мэр в начале встречи. — Профессионализму можно научиться, а вот порядочность либо есть у человека, либо ее нет.
Приятно было узнать, что японские партнеры, в бытность Веркеенко руководителем группы компаний «Сумотори», доверяли нынешнему мэру Владивостока настолько, что работали без договоров.
— Пожали друг другу руки, этого было достаточно для заключения сделки, — рассказывал Виталий Васильевич. — В 2008 году случился кризис, и так получилось, что мы оказались должны ровно вдове больше, чем закупали. Меня все уговаривали объявить компанию банкротом. Но я на это не пошел. Встретился с японскими партнерами, объяснил ситуацию — и они мне поверили, согласились ждать. Просто потому, что знали меня 20 лет, и не было случая, чтобы я нарушил свои обязательства.
Как известно, именно Япония выступает стратегическим партнером столицы Приморья по ряду знаковых проектов. В частности, архитектурно-инжиринговая компания «Никкен Секкей ЛДТ» разрабатывает мастер-план Владивостокского городского округа. Согласно этому плану, нас ждут глобальные позитивные изменения. В частности, центр столицы Приморья будут освобождать от засилья административных зданий, и это очень правильно, учитывая глобальные проблемы с парковками.
— На мой взгляд, администрации города не место в историческом центре Владивостока, — подчеркнул Веркеенко. И тут же придумал сенсационный заголовок, предугадывая реакцию: «Веркеенко продает Серый дом». А если серьезно, уточнил глава, то здание мэрии было бы полезней городу в качестве коммерческого объекта. Саму администрацию, разумеется, в перспективе, логично перенести, например, в районе нефтебазы на Первой речке. Там, где сейчас громадные, невостребованные площади, которые давно пора застроить современными зданиями. Здесь в будущем планируется создание и делового центра.
— Нефтебазу будем переносить, сейчас ведем об этом переговоры с руководством. К процессу подключился Игорь Шувалов, — сказал мэр. — Все понимают, что в центре города нефтехранилища быть не должно.
Как проехать по ВКАДу
Центр города максимально освободят для жителей и туристов. Есть шанс воплотить в жизнь давнюю мечту владивостокцев — привести в порядок уникальные кварталы Миллионки.
— Сохранилось даже здание китайского театра, правда, там сейчас Школа олимпийского резерва. Но мы подыщем школе новое здание, — пообещал мэр. — Обязательно «разошьем» историческую зону города. О многом мы уже договорились с Виктором Шалаем. Он станет моим помощником, или, скорее, я его.
Исторический центр станет чистым, ухоженным, заработают экспозиции… Еще раз заговорили о переменах в районе стадиона «Динамо», где также грядет глобальная перепланировка местности. Центральную площадь Владивостока намерены расширять в сторону моря, а железную дорогу в этом месте сверху «закрыть».
Резонный вопрос — где на все это брать деньги? Ведь реконструкции подобного рода — миллиарды, явно не предусмотренные бюджетом города. Мэр делает ставку на инвесторов, и в этом вопросе ему очень хочется верить.
Отличные новости для жителей Эгершельда, района, для которого автомобильные пробки — образ жизни. Мэр Веркеенко сообщил, что решается вопрос о сквозной дороге через торговый порт. На этом моменте журналисты недоверчиво закачали головами. Да как такое может быть, чтобы портовики запустили на свою территорию, где, к тому же один за одним снуют большегрузы?
— Для новых владельцев порта это тест на договороспособность, — заявил глава города. — Мы сейчас ведем переговоры. Предлагаем отделить территорию дороги забором, и перенести проходные. Это земля краевая. Более того, в отношении торгового порта действовал сервитут — то есть, обязанность владельцев обеспечить сквозной проезд. Сейчас юристы мэрии разбираются, каким образом этот сервитут был снят.
Виталий Веркеенко выразил надежду, что торговый порт пойдет навстречу жителям Владивостока, и вопрос решится без судебных тяжб.
Еще одна мечта жителей города — кольцевая дорога, которую клятвенно обещал построить бывший мэр Пушкарев, пока дороги Владивостока не привели его в Матросскую тишину.
— Несмотря на то, что слово ВКАД лингвистически режет мне ухо, кольцевая городу необходима, — заявил Веркеенко. — Надо понимать, что проект непростой, как с точки зрения строительных технологий, так и экономики. Протяженность дороги «Остров Русский — мыс Токаревского — мыс Кунгасный — улица Русская — улица Маковского» — 22 километра. ВКАД должен связать остров Русский с полуостровом Эгершельд, и протянуться от маяка до Седанки, вдоль Амурского залива.
По словам главы, сейчас у нас есть практически две трети построенной дороги, которая может являться кольцевой. «При этом оставшаяся треть разделена на 5 участков, но важнейшим является первый — от Казанского моста до острова Елена и далее через Канал», — отметил Виталий Веркеенко.
Строительство ВКАД улучшит транспортную доступность острова Русский и обеспечит вывод грузового транспорта из порта, минуя центр города, на трассу Седанка — Патрокл. При этом ВКАД должна стать не транзитной, а полноценной городской дорогой — проектом предусмотрено 7 транспортных развязок, добавил глава города. Проект строительства кольцевой дороги разбит на несколько этапов, первый из которых прошёл техническую проработку и расчёт финансовой модели для потенциальных инвесторов.
— Первый участок можно построить в рамках концессионного соглашения, он окупаем. Конечно, требуется время на поиск инвестора, проектирование, изыскания и строительные работы. Но мы предпримем все усилия, чтобы завершить эту работу как можно раньше. Так, я уже дал соответствующее поручение начать готовить проект планировки территории, не дожидаясь концессионного соглашения, для того, чтобы не терять время. Для себя ставлю задачу завершить первый этап ВКАД в течение 5 лет, — заявил глава Владивостока.
В рамках ВКАДа будут построены два моста — один на остров Елена с высотой над уровнем моря 36 метров, а второй — через канал, высотой 17 метров. На реализацию этого проекта нужно 14 миллиардов рублей, расходы поделят федеральный, краевой бюджеты и инвесторы.
— Дорога будет платной, но цена за проезд будет приемлемой — 30-40 рублей для легкового автомобиля, — сказал Виталий Веркеенко.
Неисповедимы пути трамвайные
Еще одна волнующая всех тема транспорта — трамвай. В столице Приморья по этому поводу единого мнения нет: условно говоря, полгорода за трамвай, другая половина — против. Отвечая на вопрос журналистов, мэр сказал, что электротранспорт городу нужен, ибо он выполняет две функции.
— Первая — это бесперебойное обеспечение пассажирских перевозок, и в этом вопросе электротранспорт зачастую более эффективен, чем любой другой. Я вчера встречался вместе с губернатором со студентами ДВФУ, они задавали вопросы по работе общественного транспорта на остров Русский. Провел проверку: из 50 автобусов, которые должны были выйти на линию, накануне вышли только 39 — 11 не завелись. Доложили, что завести пробовали заблаговременно, с 4-х утра. Действительно, многие дизельные автобусы при этой температуре, а они стоят на открытых площадках, не могут завестись. Электротранспорт, конечно, эту ситуацию бы спас. И не только студентов, это и города в целом касается, — высказал мнение Виталий Веркеенко.
Вторая, не менее важная функция — сохранение исторического облика Владивостока.
— Трамваи в контексте исторических зданий, красивой архитектуры придают городу особый колорит. И есть во многих городах мира. Что касается трамвая во Владивостоке, мы рассматриваем возможность создания маршрута от Дальзавода вдоль Корабельной набережной. Отчасти решая транспортную проблему, он мог бы стать туристическим маршрутом и повысить привлекательность столицы Приморья.
То есть, играть приблизительно ту же роль, что фуникулер. Подчеркнем — о возрождении трамвая непосредственно на улице Светланской речи не было.
Зато новый глава Владивостока обещал возродить знаменитый общественный туалет на Спортивной набережной, тот самый, «в горе», о котором ностальгируют многие старожилы города, недоумевая: куда он пропал? Оказалось — никуда не пропал, просто законсервирован, по каким-то неясным причинам. Вместо этого засилье безобразных, пугающих зарубежных гостей биотуалетов, с бабушками-караульщицами. Да и вообще проблема туалетов в городе, делающем ставку на развитие туризма — очень актуальна.
— Мы намерены сократить на Спортивной набережной Владивостока количество различных ларьков и оставить только те, которые необходимы жителям. И, это самое главное и важное, провести реконструкцию общественного туалета на набережной города. Биотуалетов не будет: никакой платы, никаких бабушек-билетерш, — пообещал глава.
Также Виталий Веркеенко пообещал сделать все от него зависящее, дабы возродить традицию коленопреклонения во Владивостоке на 9 Мая. И предметно заняться вопросами Владивостокской крепости, которая сегодня явно не тянет на звание ведущего туристического объекта столицы Приморья, а ведь могла бы.
— Я не умею мыслить линейно. Я мыслю на результат, — сказал журналистам Владивостока глава города. — Мои движения могут быть разными, для некоторых неожиданными, но я обязательно добьюсь результата. Это можно понять по моей дате рождения: я водный знак по гороскопу. А воду невозможно остановить, какие бы барьеры не выставляли, неважно. Всё равно вода «пройдёт» и достигнет результата. А по году я бык. И, если верить гороскопу, этот знак означает упёртость в достижение своей цели.
Мы, жители Приморья, к восточным гороскопам прислушиваемся. Красивых обещаний от разных мэров Владивостока мы также слышали достаточно. Однако мы понимаем, что одно реальное дело — важнее тысячи слов. Будем ждать его от нового мэра Виталия Веркеенко.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Карины ПОЗДНЯК