Гуменюк ругается. Тяжелые времена для мэра Владивостока
Пожалуй, минувшее лето во Владивостоке стало рекордным по двум позициям: количество воды, пролившееся на улицы города, было соизмеримо с количеством негатива, который получил на свою голову глава Владивостока, Олег Гуменюк. Почему плывет асфальт, где ливневки, где ремонт дорог, — эти и другие вопросы сыпались на мэрию градом, вместе с каждым новым дождем. К счастью, сезон тайфунов позади, ремонтные работы в разгаре, и о ситуации в городе уже можно говорить относительно спокойно, не хватаясь за голову. Корреспондент PortoFranko решил задать мэру Владивостока, Олегу Гуменюку, именно те вопросы, которые больше всего волнуют горожан.
Есть ли польза от ВЭФ?
— Олег Владимирович, недавно прошел ВЭФ, там, как обычно, много разного говорили. Вы не могли бы вычленить, чем конкретно ВЭФ оказался полезен Владивостоку? Как говорят в Одессе, что мы с этого будем иметь?
— Лично для меня самым приятным моментом форума стали слова президента про ипотеку в два процента. Лично их слышал, очень обрадовался. Надеюсь, это хотя бы отчасти решит жилищную проблему для молодежи Владивостока.
Очень важно для города, что подписан ряд документов по ВКАД. Без этой дороги город не сможет развиваться. Владивосток задыхается от того, что нет возможности рассредоточить транспортные потоки.
Другой важный для нас момент: принято принципиальное решение о развитии острова Русский как туристическо-спортивного кластера. Недавно, на одной из планерок, губернатор дал поручение рассмотреть возможность появления первых дорожек, предназначенных для велоспорта и прогулок. На Русском будет создана комфортная зона отдыха. Деньги на эти цели выделяет край и федерация. Также в планах реставрация Владивостокской крепости и всех фортов. Пока мы сделали дорогу на Поспелова, провели там свет, также отсыпали дорогу на форт, чтобы можно было жителям и туристам прийти, посмотреть.
На ВЭФ мы договорились о сотрудничестве с известной японской компанией «Никкен Секкей», они много делали в мире проектов. Мы заключили договор по проекту новой набережной, которая пройдет от Морвокзала до Дальзавода. Город будет делать там большую прогулочную зону. Конечно, для этого нужно будет согласовать ряд вопросов на федеральном уровне: там и железнодорожные пути, и военная часть стоит… Работа предстоит непростая.
— Много вопросов по набережной Цесаревича. Долго еще эти пустые громадные здания на ее территории будут пугать и печалить народ?
— К сожалению, это не городская территория. Владельцы хотят сдать эти дома в аренду, долгосрочную. Мы не можем повлиять на ситуацию. Закон работает против нас.
Вода на голову
— Олег Владимирович, вы — тот мэр Владивостока, на которого в начале работы свалилось самое больше количество неприятностей. Согласитесь, ни на чью голову такое количество воды еще не выливалось! В этой связи, давайте поговорим о ливневках. Это был главный вопрос, который волновал горожан в прошедшем августе. На ВЭФ мы услышали цифру в 0,5 млрд рублей, которую озвучил председатель думы Владивостока. Якобы, именно столько нужно на ремонт?
— О сумме говорить рано. Когда я прочел в СМИ эту цифру, не понял, откуда она взялась. Скажу так: средства на ливневки нужны. Проанализировали зиму, посмотрели, где воды подземные выходили, и в рамках бюджета города планировали в этом году сделать пять ливневок. Но уже сегодня сделано 25. На Жигуре и на Нейбута кроме ливневок сделали еще и подпорные стенки. Разумеется, этого не достаточно и работа будет продолжена.
Понимаю горожан: каждый хочет видеть, чтобы ремонт сделали именно там, где он живет. И, конечно, недовольство: почему у нас не в первую очередь. Взять, к примеру, ливневку на Борисенко. В этом году мы расторговали часть ливневки, и мы ее сделаем. На будущий год — вторую часть, чтобы не топило Спортивную. После этого нужно будет заниматься речкой Объяснения — расчищать берега.
Большая проблема на Снеговой. Там уже ведут замену ливневки, новые трубы кладут. Асфальт там тоже будет, как и все покрытие на дороге от Дальхимпрома до ТОВВМУ. На эту дорогу будет гарантия три года. Сейчас погода устоялась, и работа пошла.
— Да, видно, что работы начались. Мы знаем, что деньги на ремонт дорог были выделены в этом году немалые, и, конечно, всех очень злит состояние асфальтового покрытия Владивостока. Надеюсь, мэр видит, что город как после бомбежки?
— Я за рулем сам езжу, сам в пробках стою, ситуацию вижу — не слепой. Скажу так: деньги, которые нам были выделены на ремонт краевыми и федеральными структурами, все законтрактованы. Мы хорошо начали. Провели торги и начали масштабные работы. К сожалению, погода не радовала все лето, а в августе начались тайфуны, которые смысли все, что можно было смыть… По срокам, окончание ремонтных работ 30 октября. Могу сказать — приложу все усилия. Но я понимаю, что жителям Владивостока не нужны слова. Людям нужны качественные дороги. А уж как качественные дороги нужны мне, вы даже представить себе не можете! Наверное, вы знаете, что я всю юность занимался автогонками. И победить, даже если ты, по разным причинам задержался на старте, для меня — дело принципа. Никого не волнует, что у тебя, образно говоря, спустило колесо. Но если ты выехал на дорожку, ты должен выиграть гонку. Иначе, зачем было садиться за руль?
Знаете, недавно на Змеинку приехал, смотреть, как идет ремонт, — женщина подошла. Жительница района. Разговорились. Говорю ей — извините, что такие неудобства вам ремонтом причиняем, пробки… Она мне ответила: лучше в пробке постою, но пусть дорогу качественно сделают, в кои-то веки… Так что не все мэрию ругают, многие жители города относятся к ситуации с пониманием. И это меня по-человечески радует. Третью Рабочую закончили, пошли дальше, на Котельникова… Большой объем работ от Борисенко до Спортивной, дорога тяжелая, но и здесь справились. Вчера ехал сам в пробке, понимаю, что испытывают люди. Но чем сложнее нам в этом году, тем проще будет в следующем. Будем делать анализ и менять форму работы наших структурных подразделений, чтобы мы могли быстрее реагировать на такие ливни, а они будут, никуда мы от этого не денемся. Климат такой у Владивостока!
Главная для меня сложность в том, что я пришел в момент, когда вся система управления в мэрии была расхлябана и тяжело двигалась. Но потихоньку мы налаживаем этот процесс. С новой командой, с поддержкой края, с людьми, которые начинают верить в нас.
— Что с ливневкой на Пограничной? Вы же говорили, что там вообще все нужно строить заново…
— Да, мы думаем об этом. Дано поручение о реконструкции, но это новый проект, и большая, дорогостоящая работа. Ливневку на Пограничной мы максимально прочистили, вытащили оттуда куски металла. Как-то же они туда попали? Как результат, вода поднялась, но быстро спала. Машины ездили…. У нас есть такие улицы, самые затопляемые: Ивановская, Пограничная, пересечение Столетия-Молодежной, Спортивная, примыкание к Луговой. На улице Космонавтов ливневку прочистили, отвели воду от ТП. Там дважды была авария, когда ТП затапливало. Перед третьим дождем мы успели, вода уже не выходила из люков канализации, и уже не было отключения света.
К сожалению, невозможно все сразу отремонтировать. Но движение идет! Мы заставили многие краевые организации выполнять свои обязанности по отношению к Владивостоку. К примеру, нашла коса на камень с Водоканалом. Пришлось с ними жестко поговорить. Как результат, они нам за трое суток сделали 35 люков, которые до того момента были брошены и ордера на ремонт не закрыты. Иногда так вот получается, что слышат и делают только тогда, когда начинаешь ногами стучать.
Просто для понимания: в городе много происходит неполадок не по вине наших подразделений. Те же компании связи очень уважают прийти, все перекопать, и покрыться в тумане. Или закопать потом так, что через месяц все проседает. Это серьезная проблема. Пока не достучишься до руководства, дело с места не двигается. Но потихоньку городскую администрацию начинают слышать, идет взаимодействие. Считаю, что лучше научиться друг друга слышать, чем просто кричать.
Куда ведут дороги
— Олег Владимирович, есть мнение, что в нашем городе мягкому человеку руководить сложно. Очевидно, менталитет такой. Вы что о себе можете сказать, только честно?
— Ну… Ругаюсь!
— Давайте вернемся к наболевшему — дорогам. Олег Владимирович, почему асфальт крошится и плывет?
— Мне присылали видео из соцсетей, где крошится кусок асфальта. Вот, мол, качество ремонта. Назовем это не провокацией, а скажем так, «творческим вымыслом». Объясню. Дело в том, что с началом тайфунов все работы были приостановлены. Сильные ливни выпали на первый слой асфальта, который сам по себе не слишком крепкий. Хочу сказать, что наши подрядчики дают гарантию на дорожные работы на три года. Никто из них не заинтересован в том, чтобы потом за свои деньги переделывать. Ползет старый асфальт, там, где был сделан год или два назад ямочный ремонт. Хотя в последнее время мы даже ямочный ремонт стали делать технологично: нарезаем фрезой большие вырезки, все проливаем смолой, укатываем виброкатками. Знаете, если бы не этот август, с его тайфунами, город бы выглядел совсем иначе.
— Кто делает асфальт?
— В городе Владивостоке асфальт делают несколько заводов. Мы уже выявили несколько локальных участков на тех дорогах, которые ремонтировали в прошлом году, и подрядчики теперь будут менять все за свой счет.
— И все же, Олег Владимирович, почему каждый год меняют асфальт, а он каждый год трескается, и нет счастья автомобилистам?
— Вы видите, сколько у нас на дорогах люков? Недавно ехал, на участке в двести метров насчитал двадцать штук! И вот что с этим делать? А люки при любом ремонте — это сразу потенциальные трещины. Чтобы сделать качественно дороги, надо выводить все сети, тепловиков, канализацию, ливневки, — как во всех цивилизованных странах, — на обочину. Но как это реально сделать? Пока решения нет.
Из той же серии: почему в городе такие пробки? Потому что застройка мешает развитию транспортных магистралей. Есть дороги, которые мы не можем расширить, хотя это необходимо.
— Когда будет решена проблема с большегрузами на дорогах Владивостока?
— Сейчас готовим постановление, чтобы грузовики двигались только ночью. Нашли территорию, где будет организованна временная стоянка. Большегрузы не должны днем создавать помехи, особенно в часы пик, это наша четкая позиция. Любой пост ГИБДД сможет остановить грузовик на основании постановления мэра.
— Почему долгое время не было рабочих на спуске с проспекта Красоты?
— Контракт на ремонт там до 30 октября. Там же бетонный подъем, у них не было машины, которая делает бетон. Потом пошли дожди. У компании несколько контрактов, и они работали там, где можно было делать. Вот, на Хабаровской закончили дорогу, подпорные стенки отремонтировали. Был недавно на Нерчинской, там подпорные стенки доделывают. Две аварийные подпорные стенки, на Котельникова и на Нерчинской. На ближайшем заседании думы города перераспределим бюджет, и сделаем.
Придержите коней
— Что с парком Минного городка? Много лет город ждет, когда мэрия приведет его в порядок.
— Такие территории возможно поднять только с федеральным и краевым бюджетом. Сложный вопрос. Мы взяли эскизный проект, который делали в 2014-2015 годах, будем рассматривать. Обещать пока ничего не могу. По Покровскому парку идут работы, парк Минного городка — на очереди. Весь вопрос — в бюджете на эти цели.
— Положа руку на сердце, Олег Владимирович, вот зачем нам керлинг-центр?
— Это федеральный проект. Там же не только один керлинг будет! Спортивные и игровые залы, тренажеры… Парк Нагорный в порядок приведут. Чем плохо?
— Еще люди жалуются на состояние стадиона «Авангард». Когда там порядок наведут?
— В конце сентября получаем проектно- сметную документацию на тот стадион. Потом проверка экспертизы, в начале декабря хотим объявить тендер, в начале 2020 года — начать ремонт. Это очень тяжелый проект. В исторической застройке, плюс под стадионом находятся центральные сети отопления и водоканала. Будем вносить некоторые изменения в сети, все расходы город взял на себя.
— Что с тропой здоровья? Олег Владимирович, когда у тропы будет здоровый вид?
— Проблема в том, что тропа здоровья идет по частным территориям, которые были взяты в аренду на неисчислимое количество времени, и нам сложно свои деньги туда вкладывать. Конечно, я, как человек, который сам занимается спортом, обеими руками за то, чтобы в городе было как можно больше разнообразных мест для здорового отдыха. Взять ту же Набережную. Мы все видели, во что ее превратили незаконными торговыми объектами. Во Владивостоке практически нет улиц, где можно было бы просто гулять так, чтобы не наехал автомобиль. Сколько трудов пришлось потратить, чтобы освободить от машин Набережную! Там многотонные грузовики с мороженым ходили, просто ехали и сигналили. Куда это годится? Или вот батуты поставили, там же. Несертифицированные. Проблема в том, что когда случится ЧП, спросят с власти — почему разрешили? Или взять паровоз, который ездит по Набережной, а ведь там дети малые ходят!.. Сложно все у нас пока что с местами массового отдыха.
— А вот еще кони, на той же Набережной. Сколько лет уже пишем — или уберите коней, или убирайте навоз, простите. Вы за коней или против, Олег Владимирович?
— Я «за» коней, как животных, и категорически против такого их коммерческого использования. Это бич центра Владивостока. Я разбирался в этом вопросе специально, разговаривал с коневодами. Бедные животные, они же не подкованные по асфальту ходят! Чтобы понять, что испытывает лошадь за целый день «гуляния» по асфальту, попробуйте ногтями целый день стучать по столу, да хотя бы пару часов! Это издевательство над животными. Не говоря уже о том, что лошадь должна много пить, водопой у лошади — одна из основных вещей в ее содержании. А где им на набережной пить? И кормить ее надо вовремя, а не так, что за день — булку хлеба. Я знаю руководителей нескольких компаний, которым потом сдают использованных в прокате лошадей. Этих несчастных животных даже за деньги потом брать не хотят, настолько они изуродованы. После этого аттракциона с катанием детей лошади становятся инвалидами. Со стороны городской администрации мы просим участковых это пресекать. Пользуясь вашим ресурсом, хотелось бы обратиться к владельцам лошадей: пожалейте животных, нельзя этого делать!
Медом не намазано
— Олег Владимирович, вы мэром стали недавно, почти сразу на вас обрушился водопад: и ливни с неба, и поток в соцсетях и ряде СМИ. В вашей жизни были ситуации сложнее, чем сейчас?
— Сложнее, чем сейчас, по уровню ответственности, наверное, нет. Должность мэра Владивостока точно медом не намазана…
Что касается всякого рода публикаций — отношусь абсолютно спокойно. Есть объективная критика, есть эмоции граждан, есть «специально обученные люди». Мы же все в этом городе живем и прекрасно знаем: кто, что и почему. А иногда и — за сколько.
Для меня дела — это главный критерий. Реальная жизнь — она же не в соцсетях идет. Вы же знаете, я сейчас постоянно в поле, ездим по дорогам днем и ночью, нередко вместе с губернатором. Практически по всему городу с людьми разговариваем. Народ подходит, люди советуют и, что приятно — многие поддерживают. Говорят: давайте, только уже сделайте все нормально!
Надеюсь, все взятые на себя обязательства город выполнит. В рамках краевой программы «1000 дворов» во Владивостоке должны были отремонтировать 317 дворов, из них по 149 адресам работы уже сделаны. Уже заплатили предпринимателям 110 млн. Хотя сроки, конечно, жмут.
Сложно бывает. Вот, 125 деревьев было повалено в городе за одну ночь. За сутки почти все убрали — это тоже показатель работы. Поймите, я — тот самый горожанин, который больше всех заинтересован, чтобы в городе стало чисто и комфортно. К сожалению, не могу сказать, что на следующий год у нас все будет хорошо. Чтобы было хорошо, знаете, сколько денег надо? Очень много. А у нас в бюджете были крохи — 14 миллиардов. Хорошо, край еще добавил восемь, но и этого мало для города, который находится в статусе столицы Дальнего Востока. Не говоря про иллюминацию, нам бы фасады хотя бы в центре отремонтировать да покрасить, чистоту навести…
Пока рук не хватает. Но мы это обязательно будем делать. Хочу, чтобы вы понимали: я в кресло мэра пришел не политикой заниматься, как многие мои предшественники, а порядок в городе наводить.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Анастасии КОТЛЯРОВОЙ, Евгения КУЛЕШОВА, Александра САФРОНОВА, Валентина ТРУХАНЕНКО и Юрия МАЛЬЦЕВА