Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Инвесторы почувствовали землю под ногами. Резидентам ТОР в Приморье переданы первые земельные участки

Рубрика: Бизнес
27.09.2016

Первые земельные участки для реализации проектов переданы резидентам территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. В общей сложности 11 инвесторам предоставлено 226,33 га.

На «ТОРном» пути

Корпорация развития Дальнего Востока заключила договоры субаренды с двумя резидентами ТОР «Большой Камень»: ООО «Организация многопрофильного обслуживания-БК» и АО «Корпорация развития жилищного строительства». Кроме того, земельные участки общей площадью 100 га предоставлены четырем резидентам ТОР «Хабаровск»: АО «Международный аэропорт Хабаровск», ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток», ООО «АгроХаб» и ООО «Невада-Хабаровск». На «торный» путь ступили и резиденты территории опережающего развития «Надеждинская»: здесь заключено пять договоров аренды. ООО «ЭкоСтар-Фэктори», АО «ПЛК «Примкондитер», ООО «Инмаекс Логистик», ООО «Невада-Надеждинская» и ООО «Инноватика» получили земельные участки в соответствии с инвестиционными соглашениями.

В свое время вопросы «увязки» инфраструктуры и бизнес-планов ставили многие резиденты ТОР «Надеждинская». Выход инвесторов на площадки тормозили проблемы с межеванием участков внутри территории и созданием сетей. В общем, «чтобы объединиться, надо размежеваться». Как пояснил директор департамента КРДВ Евгений Сачков, для строительства инфраструктуры необходим комплексный подход.

— Было бы странно, если бы корпорация начала строить инфраструктуру от лица государства, не проконсультировавшись с резидентами о том, какие мощности им нужны, какие дороги, сколько электричества, сколько воды. Безусловно, все детали, необходимые резиденту, выясняются досконально, и основное преимущество существования в ТОР резидента заключается в том, что он никогда не столкнется с организациями, поставляющими электроэнергию или воду, он никогда не станет объектом каких-то неуставных отношений. Это все на себя берет корпорация, — прокомментировал Евгений Сачков.

В феврале АО «КРДВ» объявило конкурс на разработку документации по планировке ТОР «Надеждинская». Концепция подразумевает деление территории на отдельные зоны, где будут располагаться промышленные предприятия, близкие по отраслевому значению, сгруппированные в единый блок, с общей инфраструктурой. В каждом блоке предусмотрено дополнительное резервирование участков для перспективного размещения инвесторов. В целом территория площадью 806 га должна быть обеспечена необходимой дорожной и инженерной инфраструктурой для размещения не менее 30 резидентов. И вот инвесторы почувствовали землю под ногами.

— Мы стали резидентом ТОР, учитывая преимущества, которые дает этот статус. Нам уже выделили участок земли, где мы построим производственные здания. А сэкономленные средства от налоговых льгот потратим на развитие предприятия, — рассказал директор ООО «Инноватика» Сергей Федоренко.

А у нас водопровод

Создание необходимой инфраструктуры — зона ответственности федеральных и краевых властей. Только в этом году сумма, предназначенная из бюджета Приморья на водоснабжение и водоотведение на территориях опережающего развития, составит более 180 миллионов рублей. В ТОР «Надеждинская» предусмотрено сооружение двух водоводов, каждый диаметром 400 миллиметров. Протяженность одной нитки более шести километров. Согласно плану, пропускная способность водоводов — более 115 литров в секунду, суточный расход — 10 тысяч кубов. По расчетам проектировщиков, этого вполне хватит для развивающегося района. Как рассказал заместитель генерального директора КГУП «Приморский водоканал» Максим Мещеряков, проектно-изыскательские работы завершены и разрешение на строительство уже получено. Магистральный водовод будет проложен из долговечных полиэтиленовых труб, которые не боятся коррозии. На всем протяжении пути он трижды «нырнет» под автомобильную дорогу и железнодорожное полотно на перегоне станции Надеждинская – Амурский залив.

— Проходить эти сложные участки планируется с использованием современных технологий, не нарушая целостность дорожного полотна и железнодорожных путей. Путем так называемого «прокола» под землей или с использованием машины горизонтально-направленного бурения, — пояснил Максим Мещеряков.

Также на ТОР «Надеждинская» будет построена магистральная канализационная сеть протяженностью почти 2,5 километра. Коллектор пройдет от проектируемой канализационной насосной станции в селе Прохладное до очистных сооружений Северного планировочного района. В ТОР «Михайловский» планируется строительство локальных очистных сооружений, а также скважинное поле, насосная станция, станция очистки воды, сети водоснабжения и канализации. Новые очистные будут обслуживать животноводческие комплексы и заводы по производству кормов корпорации «Русагро».

Сейчас проектирование находится на завершающем этапе.

«Якоря» территорий

В целом на создание инфраструктуры для 13 территорий опережающего развития на Дальнем Востоке из федерального бюджета направят более 180 миллиардов рублей. Об этом сообщил заместитель главы Минвостокразвития Сергей Качаев во время ВЭФ во Владивостоке.

— Программа будет реализована до 2025 года. По нашим прогнозам, резиденты смогут вернуть первоначальный капитал в течение 10 лет, — добавил Сергей Качаев.

По мнению вице-губернатора Приморья Сергея Нехаева, место в ТОРе доступно не только крупным игрокам.

— Да, в каждом из ТОРов остаются большие «якорные» резиденты, под которые строится инфраструктура. Но минимальный объем инвестиций, которые должен вложить, скажем, резидент ТОР «Надеждинская», установлен на уровне 500 тысяч рублей. Это даже не средний, а малый бизнес, — комментирует Сергей Нехаев. — Что касается инфраструктуры, которая появится при обустройстве территорий, она будет использоваться не только непосредственно ТОР. Например, ТОР «Надеждинская» строится до 2025 года в три этапа. На первом, включая 2017 год, вкладывается 3,8 млрд бюджетных инвестиций (половина — край, половина — федеральный бюджет) — строятся дороги, водовод, ЛЭП, мы ускорим газификацию района. По данным Корпорации развития Дальнего Востока на данный момент в рамках ТОР и Свободного порта Владивосток уже реализуется 11 проектов. Общая сумма инвестиций по ним составляет 10,7 млрд рублей.

— Корпорация, как управляющая компания территорий опережающего развития, имеет право предоставлять земельные участки резидентам для инвестиционных проектов по льготным арендным ставкам, которые в разы ниже рыночных. После реализации проекта резидент имеет право выкупить участок также по льготным ставкам. Безусловно, эта мера поддержки позволяет сократить финансовые издержки. В ближайших планах корпорации передача резидентам еще 793 га земли, — отметил генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов.

Андрей ТКАЧЕНКО