Из князи – в грязи. Спойлер фильма «Холоп» и мнение по поводу
Фильм Клима Шипенко «Холоп» – герой проката зимнего кинематографического сезона в России. Самая кассовая комедия в истории российского проката, вышедшая на экраны 26 декабря и собравшая к настоящему моменту порядка двух миллиардов рублей. За это время фильм посмотрело почти семь миллионов человек. Начитавшись таких сногсшибательных цифр, обозреватель PortoFranko Лада Глыбина решила сходить в кино.
Понимаю, что рассказывать содержание фильма – нехорошо, поэтому кто хочет составить свое мнение о картине – милости прошу в кинотеатры. Тем не менее, личный взгляд на картину считаю нужным высказать. Как говорится, не могу молчать.
Итак, есть хороший, очень богатый папа. Сейчас во многих фильмах если богатый – то сразу очень хороший. А вот сын у него– балбес. Как в сказках. Мажор. Клубы, то, се, папе хамит, полицию не уважает, на остановке автобусной демонстративно мочится…
Папа мучается. У папы на нервной почве на любовницу не стоит, о чем он ей с горечью заявляет.
Богатый папа как раз удачно не женат, поэтому любовница к его проблемам очень внимательно относится, и как раз удачно на киностудии работает. Говорит: а вот есть у меня один чудак – режиссер, который невообразимые вещи делает, на заказ. Дорого, но эффектно. Психологические опыты ставит, с воспитательным эффектом. А давай поедем, познакомимся!
Приезжают. Тут можно немного выдохнуть, потому что в роли режиссера – Охлобыстин, которого я люблю в любых видах, и он способен спасти если не целое кино, то хотя бы в частностях.
Режиссер – Охлобыстин живописно болтается в петле, папа пугается, порывается бежать, но оказывается, что это трюк такой, специальный. Творческий. В общем, договорились. Богатый папа дает много бабла, а психолог — режиссер сооружает на эти деньги съемочную площадку – русскую деревню 19 века, 1860 года, с крепостными крестьянами.
Потом – авария, мажорного мальчика 27 годиков телепортируют в прошлое, где он, по сценарию, конюх и холоп. Начали воспитывать.
Сначала хотели повесить, потом руку отрубить, потом просто выпороли. Мажор, разумеется, бегает по деревне с криками – где мой сотовый телефон, где мой папа и что это за вечеринка Газпрома?
В кадре имеется барин, у которого два отпрыска, дочь и сын. Сын такой же козел, каким был сам мажор, дочка – очень секси, по сценарию, ей прописанному, начинает бегать за конюхом. Но наш мажор, разумеется, внезапно влюбляется в простую девушку. Которая даже не актриса, а просто за животными в этом фильме присматривает…
Актриса, которая дочка барина, обиделась на такой поворот сюжета, и от безысходности учинила секс в карете с братом, а потом, когда ее уволили за профнепригодность, сдала всю компанию полиции.
И вот, полиция на горизонте, а процесс воспитания не завершен. Папа бесится, кричит, что потратил деньги зря. Режиссер делает ход конем, и в кадре появляются татаро-монголы, которые приехали собирать с деревни дань.
Главный татаро-монгол говорит, что хочет жениться на девушке, в которую влюблен мажор. У мажора происходит катарсис, он выводит из стойла белую лошадь, хватает девушку, и скачет с ней в голубую даль, а потом внезапно выезжает на заправке.
За ним немедленно из леса выезжает снайпер на лошади, стреляет в нашего героя снотворным, он снова усыпляется, когда просыпается, думает , что был в коме, страдает по девушке. Потом, разумеется, находит девушку. Перевоспитывается , к примеру, дарит свой красный «Мазератти» обиженному им ранее полицейскому, и уходит вдаль по московскому проспекту…
Финальный кадр: богатый папа женится на работнице киноиндустрии. На свадьбу приходит сын с обретенной невестой, и говорит финальные слова: спасибо, папа. За все!
Папа плачет. Мораль: бабло побеждает все. Бабло даже может перевоспитать фигового сына. Главное – найти подходящего режиссера и заплатить ему.
Да здравствуют деньги, господа присяжные заседатели!
Оно, конечно, понятно. Но послевкусие не то, напрягает, знаете ли.
Не говоря уже о том, что – нельзя ли было, господа сценаристы, диалоги потоньше прописать? Такое чувство, что КВН смотришь, а в кустах Масляков сидит. К слову, ощущение во время просмотра не было обманчивым. Оказывается, сценарий написали именно они, выходцы из челябинской команды КВН «ЛУНа» Антон Морозенко и Дмитрий Пермяков, совместно со сценаристом из Москвы Дарьей Грацевич. Господин Морозенко также выступил в роли креативного продюсера.
В общем, когда погас экран и включился свет, я была рада не только тому, что с двух сторон от меня перестали жевать поп-корн и вонять им же. Впрочем, под поп-корн и новогоднее оливье «Холоп» вполне себе фильмец. Незатейливо, живенько, из серии – «пипл схавает». Чего придираться, в конце-то концов?
И все же, знаете, обидно. Особенно когда насмотришься под новый год всяких там «Джентльменов удачи», «Мимино», не говоря уже об «Иване Васильевиче», который меняет профессию. Риторический вопрос : почему, когда пропал СССР, вместе с ним, и, похоже, безвозвратно, пропал кинематограф? Вот уж, воистину, из князи – в грязи.
Почему те, кто делает сегодня кино, считают нормальным не поднимать зрителя до неких культурных высот, сеять, простите за банальность, разумное, доброе, вечное, а опускаться до плоского юмора и заведомо нелепых сюжетных ходов, то есть, до всего того, что зовется простым словом – пошлость?
Понятно, что ленты уровня режиссеров Данелии и Гайдая, и прочих гениев советской эпохи, с тонким юмором, с философией, после которых мысли разные в голове шевелятся, могут снимать только Данелии и Гайдаи. Условные, разумеется. Вернее, безусловные. Увы, таких на кинематографическом горизонте не видно.
Может, где они и есть, не может не быть, талантливых людей во все времена примерно одинаковое количество, но вот на экраны они, видимо, пробиться не могут. Видимо, кто-то решил, что нашему современному зрителю и так сойдет.
И ведь сходит, судя по рекордному прокату и миллиардным сборам. За тем, собственно, и снималось.
Речь не о том, что такое кино не имеет право на существование. Зашел – поел попкорна. Вышел – забыл. Речь о том, где кино, которое не забывается? Нет его.
«Холопы» на экранах из года в год атакуют мозги. Как следствие, для того, чтобы попасть в холопскую среду, совершенно не нужно переноситься в 1860 год.
Лада Глыбина
Фото с сайта http://ruafisha.ru/