Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Яхта Путина идет во Владивосток»: удивительная история как президент помог капитану

Рубрика: Важное, Общество
06.09.2021

Парусное судно «Славянка», приобретенное по личному распоряжению президента Путина, держит курс на Владивосток. Как сообщил PortoFranko капитан яхты Анатолий Штанько, в минувшую пятницу яхта вышла из Гонолулу, куда заходила на краткосрочный ремонт. Впереди – четыре тысячи миль, и полтора месяца пути. Яхту с нетерпением ждут молодые мореходы она покупалась для них. Базироваться судно будет в Славянке, у причалов ЗАО «Востокбункер», без помощи которого этой удивительной истории не случилось бы.

— Да как так получилось? – допытываются сегодня у Анатолия Штанько не только журналисты, но и просто знакомые. – Вот так вот просто, взял и попросил Путина?

— Ну да, взял слово и попросил!

И Анатолий Анатольевич в очередной раз рассказывает про то, как два года назад,  в 2019 года, во время Восточного экономического форума состоялась встреча Президента с общественностью. Туда пригласили  яхтенного капитана  Анатолия Штанько, который к тому времени не первый год занимался с молодыми мореходами яхтенным спортом.

— Подумал, была – не была, спрошу. Вернее, попрошу! – рассказывает Анатолий Анатольевич. – Взял слово, и сказал: так мол и так, Владимир Владимирович, есть у нас при Морском Государственном университете  Центр морской подготовки «Семь океанов». Ходим с ребятами в походы, изучаем историю русского мореплавания. В 2018 году ходили в Японию, возлагали венки  к мемориалу Русской эскадре на островах Цусима.
В 2019 на средства фонда Президентских грантов выполнили плавание по следам адмирала Путятина в Японии, были в городах Симода и Хэда. Все отлично, но есть одна проблема!  Желающих яхтенное дело изучать много, а судно у нас одно. Этого мало. Нужна еще яхта, а лучше две! И вообще, давайте расширим наш центр, сделаем из него настоящую школу для  подростков, российского масштаба,  куда могли бы приезжать ребята со всей страны, не только морское дело изучать, но также историю российского мореплавания! Короче говоря, Владимир Владимирович, нам бы яхту. А лучше – две.

По сути, капитан Штанько сделал Президенту Путину такое хорошее предложение, от которого невозможно было отказаться. Разумеется, Владимир Владимирович ответил так, как и должен был глава страны : – «Дело нужное!».

И поручил  главе Минтранса: « – Вы там помогите в Приморье. Яхту купите!»

Разумеется,  Минтранс ответил: «Сделаем, Владимир Владимирович!».

Однако Штанько в Минтрансе  сказали  примерно  следующее: «яхту мы  в Турции купим, уже  даже нашли, какую – «Леди Катерина».  Но ищи, кто поможет перегнать.   Судно наше, перегон из Турции, ремонт и обслуживание за ваш счет!»

Задача была, прямо скажем, не из легких. У нас ведь как?  Говорить хорошие слова о помощи – охотников много, а вот как до дела, так ищи – свищи. Однако Анатолий Штанько решил эту проблему на удивление быстро. Что еще раз говорит – верным курсом идет капитан!    Недаром все помогают, начиная с Президента.

— К соседу за помощью пошел, Сергею Болдыреву, заместителю директора «Востокбункера», — рассказывает Анатолий Анатольевич. —  Мы с ним на одной улице живем, в Славянке.  Здесь же  наш Центр морской подготовки базируется. Спросил – поможет нам «Востокбункер»?  Болдырев  ответил: « Детям – всегда!».

Дальше все было по плану. Агентство морского и речного транспорта РФ купило яхту —  «Леди Катерина».

— Мы, конечно, имя сменили. Решили назвать – «Славянка», — продолжает Анатолий Штанько. —  И в честь родного поселка,  и патриотично! Полетели командой в Турцию,  оттуда начали перегон. Маршрут выбрали через Панамский канал, несмотря на то, что это —   через два океана. Однако в районе Африки сейчас неспокойно. Пираты! А береженого, как говорится, бог бережет. Идем отлично!  В августе задержались для небольшого ремонта  в Гонолулу. Еще раз, спасибо  «Востокбункеру», экономить не пришлось. Держим курс  на Владивосток! По сути, мы совершаем полукругосветное плавание, как это было в 19-м веке, во времена Русской Америки. Но  по количеству миль — вокруг Земного шара уже обошли!

— Такие люди, как капитан Штанько,  штучного производства,  — считает Сергей Болдырев, заместитель директора ЗАО «Востокбункер».

– Давно знаю Анатолия Анатольевича, вижу, как он увлеченно занимается яхтенным  делом с молодыми ребятами. Мне нравятся его грандиозные планы. Он  мечтает, чтобы  к нам в Славянку приезжали школьники со всех концов России, не только яхтенное дело изучать, но и великую историю нашего российского мореплавания. Прежде всего, это воспитание патриотизма,  чего нам так сегодня на хватает! Безусловно, этот тот проект, который необходимо поддерживать на всех уровнях. Я с большим нетерпением жду прихода «Славянки» в Славянку! Надеюсь, это будет не последняя яхта  в нашей «школе под парусами».  Насколько мне известно,  принято решение построить еще одно 30-метровое парусное судно для Центра морской подготовки «Семь океанов». Заказчиком проекта выступает Росморпорт. Все необходимые чертежи утверждены, скоро будет объявлен конкурс для судостроительных предприятий на строительство яхты. Со своей стороны, могу сказать, что  предприятие «Востокбункер» намерено всячески поддерживать этот благородный и нужный не только поселку Славянка, но и всей России проект.

Прямо сейчас яхта под всем парусами рассекает океанские  просторы.  Удивительно, что капитан Штанько не только командует судном, но и ведет  интересный судовой дневник. Вот выдержки из записок отважного капитана:

«Сегодня, 30-го июня, пятнадцатые сутки как СПС «Славянка» покинула Панаму. Благодаря нашим надежным партнерам и благотворителям – частной компании ЗАО «Востокбункер» и государственной компании «Росморпорт», в Панаме мы провели плановые ремонты снастей и оборудования и теперь уже 1500 миль за кормой. Впереди еще 3400 миль до Гавайских островов.

Экипаж четыре человека, остальные парни, по тем или иным, весомым для них причинам, покинули борт судна.

Ожидаемый ветер пришел не сразу,  трое суток двигались в южном направлении под мотором, затем еще полтора суток изматывающих парусных авралов, борьбы с постоянно меняющимся по силе и по направлению ветром.

И только с 25-го июня пришел более-менее нужный ветер, правда погуливающий немного по направлению и по силе. Очень досаждают экипажу тучки, мелкие по радиусу, но злые по шквалистым порывам внутри и мощными ливнями. Этих тучек здесь в изобилии.

В целом плавание проходит в спокойной обстановке, благодаря вниманию вахты, знанию матчасти судна и умению судоводителей-парусников мгновенно оценивать ситуацию и принимать верное решение. Расслабляться нельзя, впереди еще 3400 миль до Гавайев и 4000 миль до Приморских берегов.

А пока СПС «Славянка» идет под парусами своим курсом посреди огромного, безбрежного Тихого океана, под бездонным, пронзительно голубым тропическим небосводом, подгоняемая то крепкими, то бархатными океанскими ветрами, пробегая за сутки от 100 до 130 миль.»

«15 июля 2021 года. Тридцатый день плавания через Тихий океан. По корме 3600 миль от порта Бальбоа, а до Гавайских островов осталось не многим более 1500 миль.

Выход из Бальбоа сопровождался маловетрием, через сутки ветер появился и крутил от южного до северного направлений, изменяя скорость от штиля до шквалистых порывов, причинив экипажу всего из четырех человек немало забот в виде парусных авралов.

И только когда «Славянка» спустилась на 3-й градус северной широты, пришел долгожданный южный ветер, плюс начало работать попутное экваториальное течение, добавляя до 1,5 узлов скорости.

В струе попутного ветра плавание превратилось в приятное, почти круизное, неделями один и тот же галс, никакой работы с парусами — только следим за небольшими подкрутками ветр, чтобы  держать нужный курс.

В свободное от вахт время экипаж занят самообразованием, кто-то в области теории паруса, кто-то в иных интеллектуальных областях, связанных с повышением понимания мироустройства.

Правда, время чтений и прослушивания познавательных видео- роликов для некоторых членов экипажа сокращается за счет камбуза. Заготовки к приготовлению обеда разделяют все. Рацион нормальный: борщи, супы, вторые блюда, то с котлетами, то с тушенной курицей, а когда есть улов, то добавляется уха и жареная рыба. С салатами имеется проблема, так как при отсутствии холодильной камеры овощи довольно быстро портятся в тропическом климате, хотя заблаговременно были подвешены в корзинах,  где всегда обдуваются ветром. Срок жизни овощей порядка трех недель — довольно приличный и еще пока есть чего настрогать к обеду. Так что худых и изможденных на берегу можно не ждать.

Иной раз на вахте становится скучновато, так как район следования СПС «Славянка» пустынный, вдали от судоходных путей и за все время плавания нам встретились только один рыбачок — тунцелов и пара сухогрузов, да и то на первой неделе плавания.

Вокруг нас только здоровенные, плавные океанские валы, отрешенно накатывающие на наш маленький островок жизни, как бы говоря: хочешь— восторгайся нашим видом, а хочешь — бойся. Ветер так же самозабвенно шумит в снастях, и только огромное небо молчаливо распростерлось над нами, предоставляя возможность поднять глаза и заглянуть в бездну Вечности, опять же,  или с восторженным трепетом или со страхом. Мир вокруг полон красоты, хотя и суровой.

Сказать, что окружающие нас стихии бездушны — нельзя. Посылая вовне светлые чувства, в обратку получаешь целый поток живительной энергии и хорошего настроения — все вокруг живое и реагирует на эмоции человека. В общем-то, какие эмоции человек посылает пространству, такие же и получает обратно, многократно усиленные стихиями воздуха и океана. Поэтому любите и уважайте океан, ветер, природу — это залог здоровья, как физического, так и душевного.

Стайки летучих рыб, сопровождающие нас непрестанно, радуют утренним сбором «урожая» на палубе. В ночной тьме «летучки»в полете заскакивают на палубу и по 2-3 штуки ежедневно отправляются в морозилку, накапливаясь на жареху (приготовленная — на вкус как корюшка).»

«Рейд порта Гонолулу, Гавайские острова. Завершилась первая  часть главного перехода — через Великий Тихий океан. Пройдена только половина огромного пути. За кормой СПС «Славянка» осталось пройденными 5792,7 мили океанского простора.

Мы прошли и через полосы безветрия, и через районы благоприятных ветров, и через штормовые дни. Самый «веселый» штормовой день бы, как ни странно, сегодня, 02 августа. Сила ветра была в среднем 12-17 м/с, а на порывах до 22х метров. Крупная, тяжелая зыбь, высотой 5-6 метров, таскала судно на курсе, «закидывая» парусник на 20-25 градусов по обе стороны от генерального курса.

Ранним утром 2 августа был «побит» рекорд скорости СПС «Славянка» под парусами за весь период её плавания от Турции до Гавайских островов. Резко налетевший шквал, силою порядка 25 м/с мгновенно разогнал наглухо зарифленное судно до 11,7 узла, чудом не отправив корабль в брочинг.

Сейчас предстоит небольшой ремонт корабля перед выходом в дальнейший путь. На повестке дня плановые работы по механизмам судна, закупка шкотов, фалов, пополнение судовых запасов. Непосредственное участие и прямое финансирование предстоящих работ и закупок нашими партнерами, благотворителями и спонсорами: ЗАО «Востокбункер» и фГУП «Росморпорт» позволяет с уверенностью сказать, что работы пройдут быстро.

Несмотря на свою малочисленность, экипаж полон сил для продолжения плавания. Впереди много работы по программам фонда Президентских грантов и Ассоциации «Дальневосточная школа под парусами», ведь почувствовать себя пятнадцатилетним капитаном, будучи в море на настоящем паруснике, теперь будет дано каждому юному мореходу уже со следующего года.»

Владивосток и Славянка с нетерпением ждут прихода судна, (которое в народе уже окрестили — «яхта Путина»!),  к родным берегам. Редакция PortoFranko желает семь футов пол килем отважным мореплавателям и намерена следить за дальнейшим ходом  увлекательного путешествия под парусами.

Лада ГЛЫБИНА