Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Это революция»: ситуация с техосмотром авто кардинально меняется

Рубрика: Политика
11.06.2021

Глава ГИБДД Михаил Черников анонсировал революционную инициативу сделать техосмотр для легковых автомобилей, не участвующих в перевозках пассажиров и грузов, добровольным. Речь идет примерно о 46 млн транспортных средств в России. Сегодня граждане все равно не проходят ТО, признается господин Черников, а диагностические карты оформляют только для ОСАГО. Операторов техосмотра объявление МВД неприятно удивило, против выступил Российский союз автостраховщиков. Днем ранее Госдума приняла во втором чтении законопроект, отменяющий проверку техосмотра при получении ОСАГО.

Перевод техосмотра для личных легковых авто на добровольную основу заложен в поправках к законам «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», анонсированных главой ГИБДД России Михаилом Черниковым. Обязанность проходить ТО для грузовиков, автобусов и такси остается. Законопроект (текст его не опубликован) будет направлен в правительство.

Обязательная инструментальная проверка автомобилей, напомним, введена еще в 1936 году (вместе с образованием самой Госавтоинспекции) решением наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды. В 1964 году были введены обязательные талоны ТО, в 2011 году их сменили диагностические карты, которые необходимы для оформления полиса ОСАГО.

Проведенная тогда реформа давно признана экспертами, бизнесом и чиновниками неудачной, потому что 85% граждан карты просто покупают. Михаил Черников, по сути, признал, что бороться с этим явлением бесполезно: «значительная часть водителей оплачивает услугу только для того, чтобы оформить ОСАГО».

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов выступил против идеи. Он напомнил, что значительная часть автопарка России старше десяти лет и находится не в самом лучшем техническом состоянии. «Перевод на добровольность — это фактически отмена,— заявил он. — Ну кто за свой счет поедет проверяться? Мы же знаем нашего водителя: пока что-то не отвалится, никто никуда не поедет».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин назвал заявление Михаила Черникова «плохой новостью» для операторов — «им можно закрываться и считать убытки». Поскольку количество станций сократится, пройти обязательное ТО таксистам и транспортным предприятиям будет сложнее, говорит он.

Заявление господина Черникова последовало на следующий день после того, как Госдума приняла во втором чтении законопроект по так называемой отвязке техосмотра от ОСАГО: согласно поправкам с 22 августа 2021 года диагностическая карта не нужна будет для оформления «автогражданки». Ориентировочно 15 июня законопроект примут в третьем чтении. Исходя из официальных данных ГИБДД можно предположить, что инициатива может коснуться более 46 млн легковых автомобилей: именно столько было зарегистрировано на физлиц на конец 2020 года.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков назвал предложение «революцией» и «мощным шагом»: «это прогрессивное предложение, соответствующее здравому смыслу». В паре с предлагаемым законопроектом, считает он, нужно предусмотреть усиленную ответственность (административную и уголовную) для собственников автомобилей, если ДТП произошло из-за технической неисправности. В этом случае у автовладельцев, считает Вячеслав Лысаков, останется стимул поддерживать машины в технически исправном состоянии. Напомним, что согласно действующей статье 14 закона об ОСАГО страховая компания вправе выставить регрессный иск в отношении автовладельца, если его машина без действующей диагностической карты попала в аварию, однако норма эта компаниями практически не применяется, поскольку на практике сложно доказать связь между неисправностью и фактом ДТП. Существует также статья 266 УК «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями», однако и она применяется крайне редко: в 2020 году зарегистрировано всего девять таких преступлений, осуждено четыре человека.

Любопытно, что предложение по переводу на добровольную основу техосмотра для легковых авто полностью повторяет ранее высказанную инициативу координатора «Синих ведерок» и главы рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова. Господин Шкуматов представил данную идею лично Михаилу Черникову в апреле 2021 года на одной из закрытых встреч — начальник ГИБДД ее тогда поручил проработать.

Главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников оценил возможные нововведения.

— Отвязка ОСАГО от техосмотра — абсолютно ожидаемое решение. Реформы техосмотра, ОСАГО и государственной регистрации ТС не удались. Генезис проблем у всех трех институтов абсолютно одинаковый — полная противоположность интересов государства и бизнеса в вопросах обеспечения деятельности указанных систем, что в рамках логики процесса изначально было утопией. На данный момент вся структура института ОСАГО, техосмотра и регистрации ТС требует полной перезагрузки, основной для которой должна стать система, не завязанная на получение прибыли, поскольку речь идет о социальной-правовой безопасности около 40 млн жителей России. Вопрос как всегда лежит в приоритетной постановке задачи. Если есть задача защитить права автомобилистов — это один план действий и реформ. Ну а если есть задача не допустить падения прибылей секторального бизнеса — это другой план действий. Совместить эти две задачи в единую цель, как уже окончательно очевидно, невозможно, — отметил эксперт.

Принимая предложенные ГИБДД поправки, Госдуме придется, судя по всему, править и КоАП, так как с 1 марта 2022 года за отсутствие ТО для всех автовладельцев вводится штраф 2 тыс. руб.— это уже закреплено в принятом и подписанном президентом законе №219 от 26 июля 2019 года.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА