«Крутой поворот»: Индия и Китай превратили в пыль санкции ЕС против России
Поставки угля из Кузбасса, приостанавливаемые из-за санкций ЕС, могут быть направлены на восточные рынки, в том числе в Китай и Индию, сообщили в Министерстве угольной промышленности Кемеровской области. Там отметили, что азиатским потребителям сейчас выгодно закупать сырье в России, так как цены на мировом рынке растут. Поставки в страны АТР осуществляются через порты Приморья.
— На фоне многократного роста цен на газ за последний год у зарубежных покупателей сохраняется большой интерес к приобретению кузбасского угля. В условиях возможного отказа запада от российского угля отечественные производители будут перенаправлять его с запада на восток — прежде всего в Китай и Индию (второй крупнейший потребитель угля в мире). Потребителям в КНР и Индии в настоящее время выгодно покупать уголь в России, учитывая, как поднимаются на него цены на мировом рынке, — прокомментировали в министерстве.
Со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы там уточнили, что общий объем экспорта угля из региона по итогам прошлого года составил 125,3 млн тонн, из них в страны Евросоюза было отгружено 36,3 млн тонн (около 29%). В Китай в 2021 году было экспортировано 12,8 млн тонн угля, в Индию — 2,4 млн тонн. Как отметили в министерстве, в Европу уголь поставляют «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Кузнецкинвестстрой», АО «Разрез «Инской», ГК «ТалТЭК» и другие, от них информация о фактах отказа европейских стран от импорта пока не поступала.
Ранее Евросоюз принял пятый пакет санкций против России. Среди прочего он включает эмбарго на импорт угля с августа.
Возможный запрет на импорт российского угля странами Европейского союза может привести к переориентации маршрутов поставок на Турцию или выходу российских угольщиков на новые рынки сбыта. Об этом говорится в исследовании кафедры экономической и социальной географии МГУ.
— В первом случае торговля со странами ЕС будет вестись через турецких трейдеров, что скажется на снижении маржинальности операций для российских угольных компаний и на увеличении стоимости угля для потребителей в ЕС. Во втором случае угольщики переориентируют свои поставки на рынок Китая, Индии или Турции. Импорт угля в Китае в 2021 году составил более 300 млн тонн, и Китай готов принять новые объемы российского угля, — отметили эксперты.
В свою очередь аналитики банка Morgan Stanley считают, что объем импорта российского угля в Китай вырастет на 30%, до 71 млн тонн, в 2022 году. По их данным, Китай, возможно, получит топливо, которое изначально предназначалось для поставки в Японию.
Возможный отказ Европейского союза от импорта угля из России значительным образом повлияет на уровень цен на электроэнергию в регионе. С таким прогнозом в свою очередь выступила норвежская консалтинговая фирма Rystad Energy.
— Особенно сильно пострадают Восточная Европа и Германия, поскольку они производят значительную часть своей электроэнергии за счет российского угля. Последние санкции заставят страны искать альтернативные источники поставок на рынке, где цены за последний год выросли более чем в четыре раза, — говорится в исследовании. Эксперты отмечают, что запрет на поставки угля из России затронет до 70% импорта энергетического угля в Европу.
Руководитель группы исследования рынка электроэнергии Rystad Energy Карлос Торрес Диас считает, что в настоящее время нет адекватной замены российскому углю. «Эти последние санкции — палка о двух концах. Экспорт российского угля оценивается примерно в 4 млрд евро в год, и в энергетическом балансе Европы нет простой и равноценной замены российскому углю», — подчеркнул он. Эксперт добавил, что европейским потребителям стоит ожидать «высоких цен до конца 2022 года».
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что уголь по-прежнему является востребованным товаром. По его словам, из-за введенного ЕС эмбарго импорт российского угля «будет направлен на альтернативные рынки», прежде всего в АТР.
— Потоки угля по мере того, как будут отказываться от его потребления в Европе, там тоже определенный график, насколько я понимаю, предусмотрен, будут переориентироваться на альтернативные рынки, — сказал представитель Кремля.
Основные поставки в АТР ведутся через морские терминалы, в связи с чем властями поставлена задача развития Восточного полигона Транссиба и дополнительных портовых мощностей в Приморье.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА