Кто хочет стреножить «Белую Лошадь»? Городские власти пытаются выселить известный далеко за пределами Владивостока театр «Перекресток»
Этот вялотекущий конфликт — как так же протекающее психическое заболевание. То затихает, то вновь пиком взмывает ввысь в определенные временные периоды. Имущественный спор между театром «Перекресток», в миру — «Белая Лошадь», и мэрией Владивостока старт взял еще пару лет назад. Тогда руководитель «Перекрестка» Сергей Рыбалка получил письмо из администрации города, в котором сообщалось, что театру предлагается съехать, так как договор аренды не может с ними быть продлен. Музыканты вышли на улицу, чтобы собрать подписи в свою поддержку. Театр отстояли. Сегодня же — ситуация серьезнее.
Сцены из жизни
Сегодня в «Перекрестке» жизнь не замерла окончательно. Она будто притихла. Руководитель Сергей Рыбалка говорит: уже полгода они в подвешенном состоянии. Основная причина, которую обозначили в письме из администрации — формальная, юридическая. Дело в том, что в 2015 году театралы неправильно оформили название своего объединения.
— Договор был заключен под другим названием, но нам пришлось его поменять, потому что те названия упразднили…. И, в итоге, нет преемственности, а значит и нет договора аренды. Это первое, за что зацепилось УМС — управление муниципальной собственности, — уточняет Сергей Рыбалка.
В конце прошлого года всплыли новые подробности. Теперь, как оказалось, театр активно не дает покою жильцам дома на Нерчинской, 40, где он располагается …уже более 20 лет. Жильцы даже подписали обращение в мэрию, мол, мешают музыкальные встречи и перфомансы спокойной жизни дома. Людей понять можно, говорит Рыбалка. Вот только есть подозрения, что активность некоей группы жителей проявилась не просто так. Ведь ранее претензий у граждан не было, да и музыканты с пиететом относятся к их требованиям. Правила проживания в многоквартирном доме никто не отменял.
Изначально, когда «Перекресток» сюда въехал, на 140 «квадратах» помещения будущего театра первым делом организовали звукоизоляцию стен и потолка. С тех пор децибелы музыкальных выступлений вряд ли выросли, сетуют творческие коллективы, а вот жильцы вдруг стали возмущаться. Активно пишут в мэрию. Претензии собирают в пухлые папки, фиксируют даты концертов, или, как сами их называют «черные дни» для дома. И мэрия, в чем ее обычно трудно «упрекнуть», тут «пошла навстречу пожеланиям трудящихся».
— Конечно, это можно только предполагать. Но так все складывается, что все-таки есть основания полагать, что жильцы, точнее, несколько активных женщин этого дома, инициированы именно мэрией, — рассказывает одна из участников театра «Перекресток», личность во Владивостоке известная, театральный педагог, режиссер Руслана Дедик.
Музыканты говорят: пытались найти контакт с людьми, лично замеряли шум, который идет с цокольного этажа, где располагается театр — он оказался в норме, допустимой законом. Странно, но большему количеству жильцов неудобств «Белая Лошадь» не доставляет. А вот председатель дома и еще несколько женщин из шести квартир (а их всего в доме 100) настроены решительно. По словам председателя, театралы не платят по счетам, мол, их организация даже была исключена из реестра. Действительно, в мэрии Владивостока эту информацию подтвердили: еще в 2014 году театр «Перекресток» был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц как прекративший деятельность. Причина — не предоставленная вовремя налоговая отчетность.
Но почему же вопрос о расторжении договора аренды возник только спустя два года, в 2016 году? Именно тогда и активизировались жильцы…
Место притяжения
Вообще, вопросов в этой истории много. На которые в мэрии Владивостока точно и однозначно отвечать не желают. Театралы не раз были на встречах с представителями администрации — первым заместителем главы Екатериной Химич, заместителем Еленой Щеголевой. Для чиновников само существование театра стало откровением.
— И надо сказать, не очень радостным откровением, — делится Руслана Дедик. — На нас смотрят каких-то насекомых, которых желательно побыстрее стряхнуть с одежды. Вот у меня четко осталось такое впечатление после посещения мэрии. А когда мы начинаем рассказывать о деятельности, которую ведет театр уже много лет, чиновники очень удивляются, они просто не знают об этом. А ведь это люди, которые занимаются руководящие должности, управляют нашим городом, следят за тем, что происходит в нашей культуре.
Между тем, «Белая Лошадь» — не просто маленький камерный театр со зрительным залом на 50 мест. Это место притяжения творческих людей: музыкантов, поэтов, актеров. За двадцать лет здесь сыграны сотни спектаклей, открыта детская театральная студия, записаны множество аудио-сказок, дисков, песен и композиций. Именно тут готовят известные на всем Дальнем Востоке краевые фестивали «ДальФест», «Приморские струны», различные перфомансы, творческие встречи, авторские вечера.
Театр «Перекресток» знают далеко за пределами Приморского края, таких творческих организаций — единицы в нашей стране. По-хорошему, таких надо беречь и оберегать. Помимо основной деятельности — это сценическая площадка, с которой начинали свою работу многие известные в крае музыкальные коллективы. Если говорить о социальной нагрузке, в «Перекрестке» занимаются дети-аутисты из театрального объединения «Маленький Принц». Как рассказал драматург, педагог, музыкант Николай Пинчук, это единственная в городе площадка, где могут заниматься необычные дети.
— Я знаю, о чем говорю, — уточняет Пинчук, — у меня самого ребенок — аутист. К сожалению, ни один актовый зал в городе не подходит для таких занятий. Дети сложные, им требуется особая обстановка, свет, здесь же есть все, чтобы передать им какие-то навыки, социально адаптировать. Ведь театральная деятельность — одна из важнейших форм работы с такими детьми. Кстати, об этой форме работы театра «Перекресток» тоже не знают в мэрии Владивостока. У них даже нет человека, который мониторит такие вопросы… А ведь дети-аутисты участвовали в благотворительном марафоне «Добрый Владик», который уже стал традиционным в нашем городе, и других мероприятиях!
Как рассказал Сергей Рыбалка, в начале 2017 года у мэрии вдруг возникли еще некие основания потеснить театр. Теперь причиной стала перепланировка в помещении, которая, якобы, была сделана незаконно, много лет назад. Как уточнил Рыбалка, чиновники ориентировались в своих доводах на схематический план помещения аж от 70-х годов прошлого века, согласно нему здесь действительно когда-то были стены. За это время тут проводили перепланировку, вот только произошло это задолго до вселения «Перекрестка» на Нерчинскую. И уж тем более, никто не сносил несущих стен, а именно к этому факту апеллируют чиновники. С 1996 года театралы проводили здесь минимальную перепланировку. Оборудовали студию, поставили перегородку, принесли кресла для зрителей, сделали звукоизоляцию.
Суд да дело
В начале февраля в театре «Перекресток» побывали гости из думы Владивостока и краевого экспертного совета по культуре. Ознакомились с бытом театра, попытались вникнуть в тонкости жития творческих людей, узнать об истинных причинах недопонимания между мэрий и организаций. Пока дело делается, конфликт уже вышел на новый виток: мэрия обратилась в суд. Который, кстати, в первом же заседании было предложено решить миром. Служба медиаторов готова была выступить как посредник, чтобы урегулировать вопрос. Однако юристы администрации наотрез отказались идти на компромисс.
— Я не понимаю, честно, почему мэрия так упирается, — прокомментировала ситуацию депутат городской думы Владивостока Ольга Забелина. — Я не могу пока понять, в чем заинтересованность мэрии. Зачем такой конфликт, в мэрии ведь люди грамотные, все можно решить. Театр нужен городу, это мы понимаем, как понимаем и то, что театр не может быть самоокупаемый, он не может приносить прибыль. Гораздо удобнее получать муниципальные услуги от такого театра, нежели содержать, к примеру, отдельный муниципальный театр.
Обещали поддержу театру и краевом совете по культуре, куда обратился Рыбалка и сотоварищи. Ефим Звеняцкий, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М. Горького, народный артист Российской Федерации заверил, что не оставит без внимания чаяния театрального коллектива. Сегодня «Перекресток» готовы поддержать и в Приморском отделении Союза писателей России. Ведь писатели прекрасно знают, что такое споры с мэрией: два года назад они сами оказались в схожей ситуации. Тогда так же из-за бюрократических нюансов организацию попросили освободить помещение, где она на тот момент находилась 49 лет. Приморское отделение Союза писателей России семь месяцев провело в судах, но помещение в здании на ул.Алеутская, 19 отстояло.
— Мы так же были вынуждены сменить название организации, — вспоминает Александр Ткачук, председатель Приморского отделения Союза Писателей России. — В мэрии нам тогда заявили, мол, в здании на Алеутской может находиться только Владивостокская организация, то есть муниципальная, но никак не краевая. Нам пришлось тогда сделать две организации — городскую и краевую.. Мое мнение — помещение на Нерчинской просто кому-то приглянулось…
В мэрии Владивостока говорят: они предоставляют театру альтернативу — жилое помещение в одном из домов на улице Крыгина. В чем фокус — понятно. Аренда обойдется театру в 60 тысяч рублей в месяц, сейчас она — безвозмездная. Только проблемы, которые якобы нынче создают театралы жильцам, не решатся с переездом, ведь это такой же обычный многоквартирный дом. Там так же надо будет делать изоляцию, ремонт. И это, разумеется, немалые деньги.
Сергей Рыбалка вспоминает: в середине девяностых их намеренно выселили из старинного особнячка на Пушкинской, 35. Там неизвестные устроили пожар. А через некоторое время на том месте построили офис нефтяной компании…
Театр «Перекресток» продолжает свою деятельность, «ветрам назло». 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, во Владивостоке театралы совместно с организацией «Маленький Принц» намерены устроить флеш-моб, чтобы еще раз привлечь внимание к своей проблеме.
Виктория ТИХОМИРОВА