Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Другой дороги у нас нет»: Россия взяла «курс на Восток» — надежда на Приморье

Рубрика: АТР, Бизнес, Регион
14.06.2023

После начала специальной военной операции Приморский край внезапно приобрел особую ценность в глазах федерального центра.  Как подчеркнул губернатор Олег Кожемяко, «Курс на Восток», заявленный Президентом – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И наш регион, волей-неволей, теперь впереди России  всей. Его взрывное развитие – это уже не желание, а неизбежность.

Именно об этом говорил в интервью руководитель Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке – Посол по особым поручениям Андрей Броварец.

– Андрей Петрович, с февраля 2022  в России начался новый этап ее развития. Поменялось абсолютно все, — внешняя политика,  в частности. На ваш взгляд, как отражается происходящее на развитии страны, и, что нам особенно интересно, — чего ждать в Приморье? 

– Не открою Америку, если скажу, что 2022 год был для нас переломным. Маски западного мира были сброшены. Многие концепции развития кардинально поменялись. Ряд позиций, на  которые мы делали ставки, ушли. Но появились и новые возможности. В том числе для  Приморья.

Первое полугодие после начала СВО было особенно сложным. Прежде всего из-за обстановки максимальной неопределенности. Мы не понимали, чего ждать. В порты перестали заходить  крупнейшие контейнерные перевозчики. Приостановились инвестпроекты и побратимские программы. Отбыл на родину  иностранный персонал совместных предприятий. Прекратились международное авиасообщение.

Однако прошло некоторое время, и мы увидели, что порты не только с избытком заместили выбывшие компании, но объем перевозок начал расти.  В ноябре из Владивостока полетели первые международные рейсы. А какой потрясающий, можно сказать- взрывной рост начался на ниве  торговли с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии!

Кроме того, есть многообещающие планы в  торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Напомню, сестра Ким Чен Ира прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России». И это обнадеживает!

 — Но, наверное, проблемы все же есть?

— Конечно, их не может не быть. Действительно, есть  государства,  которые в силу ряда  причин, под внешним давлением, делают реверансы в сторону США. Но даже они демонстрируют взвешенную позицию, отвечающую взаимным интересам.

По сути, во всей Северо-Восточной Азии только Япония последовательно  идет в русле  антироссийской линии. Но ее позиция – скорее исключение. Но даже оттуда мы получаем от простых людей письма поддержки, — это говорит о желании  сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты.

— Если ваши слова конвертировать в цифры, как это будет выглядеть?

— Убедительно. Судите сами: по итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья вырос на 15%.  Вы только представьте масштаб роста! Это при том, сто аналитики, до начала СВО, прогнозировали рост всего в 6%.

Дальше.  Рост внешнеторгового оборота за тот же 2022 год  — 22%. Иностранный бизнес инвестировал за это время в нашу территорию порядка 115 миллиардов рублей. В край приехали три миллиона туристов, — а ведь это в сложнейшее время! Для сравнения, — в рекордном 2019 году, до коронавируса, когда все границы были открыты,  в Приморье побывало лишь на миллион больше.

Все эти факторы можно назвать емкими, но значимыми словами: «Курс на Восток».

– Это  курс жителям Приморья определенно нравится. Но, наверное, есть сложности.  Какие риски, на ваш взгляд, наиболее сильные?

– Понятно, что активное развитие Приморья нашим бывшим западным «друзьям» как кость в горле. И поэтому можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время наш край будут испытывать на прочность. Методы могут быть разные. Это и угрозы, и санкции, и шантаж, и откровенная информационная ложь. За примерами далеко ходить не надо.

Напомню, как недавно подали, в общем-то, рядовую новость о том, что Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР.

Что написали практически все прозападные СМИ? И, самое печальное, даже некоторые российские? А написали буквально следующее: мол, «слабеющая Россия буквально поступилась суверенитетом и отдала порт Китаю».

А  если думать логически?  Что есть транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края? Да это же ничто иное как международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино)!

— Если не ошибаюсь, наш бюджет все эти годы получал доходы от этих коридоров?

— И очень немалые доходы, уверяю вас! И от  таможенного сопровождения транзита, и от загрузки портов и железнодорожных линий, не говоря уже о новых рабочих местах.

Для справки, — по «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино – 3,8 тысячи.

То есть, о какой «сдаче порта Китаю» может идти речь?  То есть, раньше все  говорили и писали об этих проектах как о  «новой точке роста пограничной, железнодорожной и портовой инфраструктуры». И тут вдруг нате вам, — «сдача суверенитета»!

Отмечу, что некоторые наши западные «партнеры», в кавычках,  сами  все эти годы активно использовали возможности  от этих  международных транспортных коридоров. Но все было забыто, когда стал нужнее повод для раздувания вражды.

– Если курс внешней политики страны решительно развернулся на Восток, как это, на ваш взгляд, отразится на развитии Приморья?

— Мое глубокое убеждение  – минувший год стал для нас поворотным. И совсем не зря в марте 2023 года была обновлена  Концепция внешней политики Российской Федерации. Там региональные приоритеты внешней политики прописаны очень четко. А именно:  «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика».

То есть,  Европа и США ушли, образно выражаясь, на самое дно наших внешнеполитических интересов.

А из АТР выделили отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, которые замыкают первую тройку приоритетов России.

— Неоднократно было заявлено о малой пропускной способности Байкало-Амурской магистрали. Вон, Лукашенко недавно жаловался. Что будет меняться в этом направлении?

— Меняться будет многое. В этой же Концепции внешней политики четко прописали одну из главных целей кооперации в этом направлении – «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».

Для нас с вами, жителей Владивостока и Приморья,  эти акценты значат очень многое. Это не просто инвестиции или рабочие места, — это  концептуальное изменение роли региона в развитии страны.

То есть, идет речь о выстраивании  новой  внешней экономики, производственных цепочек, логистики.

Трудные времена рождают сильных людей. Мы – потомки   первопроходцев и переселенцев. А это были спокойные, упрямые, сильные люди. Они выдюжили, и мы тоже сможем.

Лада ГЛЫБИНА

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и представительства МИД РФ во Владивостоке