Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Морем из Владивостока в Санкт-Петербург. Севморпуть — атомный вектор экономики Приморья

Рубрика: Бизнес
28.03.2019

На повестке дня России — освоение Арктики, в частности — развитие транспортного коридора «Северный морской путь». Это настолько важно для страны, что Минвостокразвития недавно переименовали в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны. Очевидно, что внимание правительства к проблемам освоения Арктики пойдет в плюс всему Дальнему Востоку, и Приморью, в частности. Первой финансовой «ласточкой» стал госзаказ на атомный ледокол «Лидер», который будут строить на судоверфи «Звезда» в Большом Камне.

Владивосток — Санкт-Петербург

Что такое Северный морской путь? Наверное, каждый образованный человек слышал сочетание этих слов, но мало кто вдавался в детали. Попробуем разобраться.

Итак, Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». В более широком смысле Северный морской путь связывает незамерзающий порт Мурманск с портом Провидения и Владивосток с Санкт-Петербургом.

Доподлинно неизвестно, когда люди делали первые попытки двигаться морем с запада на восток. Но уже в 13-м веке поморы преодолевали большие участки по морю на своих кочах, а с середины 16-го века мореходы осуществляли плавания не только в европейской, но и в азиатской части северного побережья России. История государственного освоения этого тернистого ледового пути уходит своим корнями к Ломоносову. Да-да, именно Михайло Ломоносов, великий русский ученый, сам выходец из Архангельска, первым предложил использовать морские дороги поморов для государевых нужд. По его инициативе была организована первая экспедиция В. Чичагова для «поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку».

Однако первое сквозное плавание по Северному морскому пути удалось совершить только в 1878-1879 годах — экспедиция А. Норденшельда с одной зимовкой по пути достигла берегов Чукотки. В 1914-1915 из Владивостока в Архангельск, в обратную сторону, Северным морским путем прошла гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».

В 1919 году, уже при советской власти, был создан Комитет Северного морского пути. Основной задачей первых полярных экспедиций революционной России стала доставка товаров, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление границ и установление советской власти на Севере. В 1932 году, в рамках Второго Международного полярного года, была организована экспедиция на ледокольном пароходе «А.Сибиряков». Судну с большим трудом удалось пройти за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива. Именно по результатам плавания «А.Сибирякова» было принято решение о создании новой специальной организации — Главного управления Семорпути (ГУ СМП или Главсевморпуть). С этого момента началось планомерное освоение главной северной трассы страны.

Внимание государства к развитию Северного морского пути понятно. За полярным кругом располагается более 20% территории России. В районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти. Нефтегазовый потенциал оценивается в объеме более 100 млрд тонн — 30% мировых запасов нефти и газа. В береговой зоне и на шельфе северных морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (газ, нефть, цветные металлы). Здесь добывается основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов.

В целом российский Север — это мощный резерв развития России в XXI веке. Освоение ресурсов недр арктического шельфа позволит получить значительный мультипликативный эффект через развитие смежных отраслей промышленности, прежде всего высокотехнологичных отраслей машиностроения и транспорта. Главным условием освоения российской Арктики является опережающее развитие арктической транспортной системы. Важнейшее значение из всех видов транспорта имеет арктическая морская транспортная система, обеспечивающая перевозки по Северному морскому пути.

Часть национальной политики

Объективно, золотое время развития российской Арктики приходится на времена СССР. Тогда один за другим строились ледоколы — только атомных ледоколов в советский послевоенный период было построено семь. Первый из них — «Ленин» — начал работать на трассе СМП в 1960 году.

После развала Союза ситуация на арктическом побережье заморозилась. И только сравнительно недавно Россия начала интеграцию Севморпути в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евро-Азиатского транспортного коридора. И сразу же натолкнулась на столкновение интересов. Ведь Арктика — важнейший стратегический регион не только для арктических государств — России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, эти страны привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

Северный морской путь сегодня постепенно превращается в торговый маршрут с большими перспективами. А это значит — надо строить ледоколы. Особенно учитывая тот факт, что большинство судов, ныне работающих в Арктике, еще советской постройки и сроки эксплуатации большинства, мягко говоря, вышли.

Cегодня вопросы инфраструктуры Северного морского пути находятся в ведении Росатомфлота, подразделения Росатома. Именно этому ведомству поручено провести масштабную работу по модернизации атомного флота России.

— В Приморье, по заказу Росатома, будет строиться уникальный атомный ледокол «Лидер», который способен преодолевать толщину льда в 4 метра, — комментирует ситуацию адмирал Константин Сиденко, возглавляющий ныне ДВЦ «ДальРАО» — структурное подразделение Госкорпорации Росатом. — Сейчас ледоколы класса «Арктика» справляются со льдами в два метра, и это уже очень большое достижение. Возможность проходить через четырехметровые льды позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Кроме того, «Лидер» должен оставлять за собой расчищенную полосу воды шириной более 40 метров. Таким образом, атомоход сможет проводить через Севморпуть караваны торговых судов. Строительство атомных ледоколов будет вестись на верфи «Звезда» в Приморье.

Такого качества судов, как «Лидер», в России, да и во всем мире, пока что нет. Процесс разработки документации атомного ледокола будет завершен к середине 2020 года, после чего на верфи «Звезда» смогут начать его сооружение. Масштабный проект обеспечит рабочими местами несколько сот человек на несколько лет вперед. Всего в Приморье будет построено три атомных ледокола такого класса.

Сооружение атомохода «Лидер» — личное поручение президента Владимира Путина. Разработкой проекта будет заниматься петербургское ЦКБ «Айсберг». В настоящий момент на базе Крыловского научного центра в Санкт-Петербурге стартовали испытания модели атомного ледокола.

«Лидер» относится к сверхмощным атомным ледоколам, разработка проекта началась в 2016-м году. Известно, что длина судна составит 209 метров, ширина — 47,7, высота — 20. Ледокол будет снабжен силовой ядерной установкой мощностью 120 МВт, которая позволит ему больше восьми месяцев не заходить в порт.

Полагаем, прорыва в развитии Северного морского пути ждут не только монстры российского бизнеса, но и достаточно рядовые компании, приморские, в том числе, завязанные на перевозках рыбы и топлива.

— Несколько лет назад я работала в компании «Северо-Восточное морское пароходство», и наш бизнес был напрямую связан с поставками через СМП, — говорит Ольга Кантышева, представитель компании «Транзит-ДВ». — На тот момент инфраструктура Севморпути была неразвита. Все было построено еще во времена советской власти. Это при том, что основными пользователями СМП являются компании, занимающиеся добычей нефти, газа, никеля. Но даже им не потянуть строительство атомных ледоколов, о которых сегодня идет речь. Это здорово, что государство взялось за такие долгосрочные проекты.

Главный по Арктике

Потенциал российских северных территорий должен стать одним из драйверов экономики, а потому в ближайшие годы арктические проекты могут получить особый статус. — Арктике нужны льготы и налоговые каникулы на все! — заявил в недавнем интервью «Интерфаксу» полпред президента по ДФО Юрий Трутнев, который некоторое время назад возглавил Государственную комиссию по Арктике. Напомним, вице-премьер также курирует Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. То есть, Юрия Трутнева можно считать главным арктическим чиновником страны.

По словам полпреда, главное, с чего надо начинать — повысить на арктических территориях качество жизни людей. В Арктике сегодня проживают 2,4 млн человек. Все они должны иметь нормальные условия для жизни, работы, обучения детей, достойное медицинское обслуживание.

— Чтобы улучшать жизнь людей, нужна своего рода экономическая ось, вокруг которой можно было бы построить развитие арктической территории, — подчеркнул Юрий Трутнев. — Такой экономической осью может стать Северный морской путь, поэтому сейчас на первый план выходят вопросы реализации инвестиционных проектов на севере, обеспечения грузами Севморпути.

На вопрос — может ли быть выполнена задача роста к 2024 году грузооборота по Севморпути до 80 млн тонн, главный по Арктике ответил так:

— Пока ясно одно — эта задача должна быть выполнена, но она потребует значительных усилий. Теми проектами, которые сегодня реализуются, Севморпуть до обозначенных объемов не загружается, нам нужны еще проекты. И мы их обязаны найти, поддержать, помочь воплотиться в жизнь. Однако для начала надо сформулировать модель управления и систему преференций. Создать общее управление процессом привлечения инвестиций в арктический регион, чтобы они были выгодными, надежными, обеспечить поддержку каждому проекту. Только тогда можно будет понять, когда и сколько груза каждый проект может дать Севморпути. В Арктике надо создавать единую систему преференций для всех новых реализуемых инвестпроектов. Режим налоговых каникул может стать базовым предложением по Арктике. Кроме того, обсуждается механизм налогового вычета по вложению в геологоразведку, и еще много всего другого. Но давайте дождемся окончательного одобрения предложений.

Полпред Трутнев особо подчеркнул, что роль государства в Арктике должна быть системной.

— С четким пониманием, что без государства, только за счет частных инвестиций, освоить Арктику невозможно. Слишком сложные условия, фактически полное отсутствие инфраструктуры, трудности с трудовыми ресурсами, и еще очень и очень много проблем. Но будем стараться! — оптимистично заявил полпред.

Лада ГЛЫБИНА

Фото ТАСС, Александра САФРОНОВА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)