«Нельзя снимать — нужно звонить в ФСБ»: важным навыкам нужно учить с детства
Школьники Владивостока учатся управлять беспилотниками. Программа, которая реализуется в образовательных учреждениях Владивостока, пользуется огромной популярностью среди учащихся. В этом смог воочию убедиться корреспондент PortoFranko, побывав на одном из таких уроков в Центре образования № 39.
Класс, в котором проходят занятия, не совсем обычного вида. Центр класса, большой квадрат, затянут специальной сеткой. Она нужна для того, чтобы БПЛА при запуске случайно не вылетел и не повредил окна.

Мы попали на урок для младшеклассников, за партами сидели третьеклашки, причем и мальчики и девочки, хотя мальчишек было больше.

— Не рано ли учить ли учить БПЛА вот с таких малых лет? — поинтересовались мы у преподавателя Владислава Фролова, заместителя директора школы по воспитательной работе. Отметим, что Фролов по образованию учитель начальных классов, а таже учитель информатики и математики.

— Не рано, в самый раз. Младшим школьникам я рассказываю простым языком про строение дронов. Под моим контролем они учатся взлетать, приземляться и маневрировать. Старшеклассники переходят к более сложным задачам – программируют, выполняют манёвры и отрабатывают навыки точного управления. Занятия ведутся с первого по одиннадцатый класс.
— Дети охотно идут на эти уроки?
— Отбоя нет! У меня группа должна быть на БПЛА по 4 человека. Я беру по 8, потому что масса желающих, и хочется всех занять.
— То есть это групповое обучение, а не классом?
— Да, мы занимаемся группами, до восьми человек. Но все дети в группе из одного класса. Вот сегодня до этого третьего класса было две группы из первого Б. Потом пришли из третьего. На очереди — еще одна группа, это первая смена. И во вторую смену еще ребята придут. Огромный интерес у детей к беспилотникам. И это понятно! Беспилотные летательные аппараты нас окружают сейчас везде. Их и в ДНС можно купить, как игрушку, да где угодно вообще. Детям это интересно, и на основе их интереса можно дать доступ к инновационным технологиям. То есть, они, через БПЛА, соприкасаются впервые с информатикой, с базовым понятием физики, с окружающим миром. Это очень важные и нужные уроки, считаю. Старшие школьники уже на базе БПЛА осваивают программирование, два языка. А также уроки навигации БПЛА. Это точно пригодится им в жизни. Не говоря уже о том, что некоторые старшеклассники выбирают информатику, как предмет для сдачи ЕГЭ. И опыт программирования беспилотников для них очень интересен. Они берут прямо из кейсов задачи на беспилотники, благо, в этом кубе мы можем, в принципе, любую задачу промоделировать. И они пишут программы, ставят, тестируют — работает, не работает. Если в чем-то ошибка или где-то забылось, они обращаются ко мне, мы начинаем выяснять, в чем проблема, и они получают свободное знание языка программирования. Согласитесь, это бесценно.

Уроки по обучению школьников управлению беспилотными летательными аппаратами стартовали в школах Владивостока в 2024 году и в новом учебном году проходят уже в 13 школах города – в рамках предметов «Технология» и «Информатика», а также во внеурочной деятельности.
Однако есть и другая сторона медали — почему так важно вводить в школьной программе обучение БПЛА.
Вячеслав Фролов — член общественного совета думы Владивостока. Вместо со своими коллегами он поднял на общественном совете важную тему — детей необходимо не только учить обращению с БПЛА, но также объяснять им, как защищаться от беспилотников.
— У нас было три участника общественного совета, кто работал над этим вопросом, — рассказывает Вячеслав Фролов. — Мы учли рекомендации МЧС, также боевой опыт одного из членов общественного совета, ветерана СВО, учителя с большим стажем Александра Жигжитова.

— Реальность такова, что мы не можем исключать черзвычайных ситуаций, связанных с атаками БПЛА, — говорит Александр Жигжитов. — Поэтому мы и разработали методические рекомендации для школ, причем для всех участников образовательного процесса — и для учеников, и для учителей, и даже для охранников и уборщиц. Четко расписано, кто как должен себя вести в случае атаки вражеского беспилотника. Но есть общее требование для всех — ни в коем случае не снимать и ничего не выкладывать в социальные сети, потому что это — работа на врага. В случае обнаружения БПЛА нужно немедленно обращаться в ФСБ — это будет самое правильное решение.
Анна БЫСТРОВА

