Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Китай заходит в Приморье»: о первых шагах рассказывает эксперт правительства

Рубрика: Бизнес, Регион
26.06.2023

Приморье обсуждает визит губернатора Олега Кожемяко  в  Китайскую Народную Республику, в ходе которого были заключены ряд важнейших договоренностей о будущем развитии региона. О главных итогах визита приморской делегации в КНР  рассказал руководитель агентства международного сотрудничества региона Алексей Старичков, который также принимал участие в поездке. 

— Алексей Юрьевич, не секрет, что развитие отношений с Китаем — это, прежде всего, логистика.  Что вы можете рассказать о договоренностях в  части развития портовой инфраструктуры и автомобильных пунктов пропуска?

— Согласен, развитие транспортной инфраструктуры и логистики — это первоочередное направление работы Правительства  Приморского края в свете усиления нашего сотрудничества с Китаем. Транзит грузов из КНР растет, причем не только через  наши порты, но и через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. Мы обсуждали с китайскими коллегами особенно тщательно работу погранпереходов Пограничный-Суйфэньхэ, Полтавка-Дунин и Краскино-Хуньчунь. На всех этих направлениях, за исключением Полтавки, идёт интенсивная работа по строительству новых пунктов пропуска. Эту работу ведёт министерство транспорта Российской Федерации, это их зона ответственности.

— Идет ли речь о том, чтобы в строительстве этих объектов принимала участие китайская сторона?

Что касается возможности участия китайской стороны в расширении портовых мощностей и в Хасанском районе, и на других направлениях, могу сказать, что губернатор Олег Кожемяко в ходе своей поездки неоднократно обсуждал эти вопросы с китайскими  грузоотправителями, крупными компаниями и инвесторами. Возможность участия китайских партнеров – очень важный сегмент работы. Уже сейчас идёт реорганизация морских и автомобильных пунктов пропуска. Есть планы по строительству новых и расширению действующих портов. Действительно, мы обсуждаем возможности участия в этой работе и китайских партнёров, в том числе на условиях государственно-частного примера.

—  В ходе своего визита  Олег Кожемяко озвучил планы по созданию на территории Приморского края международного технопарка, при участии  КНР и КНДР. Расскажите, чем будут заниматься резиденты этого технопарка?

— Речь идёт о создании некоей международной торговой зоны, в которой будут упрощённые требования и нормы регулирования. Полагаю, уже в скором времени мы сможем с вами более конкретно говорить об этом.

Где это будет географически, — пока  не определено.  В ближайшее время решением губернатора будет создана рабочая группа, которая начнёт работу в этом направлении, она будет совместная, в её составе  войдут и российские участники и представители китайской стороны.

— Что можете сказать о прогнозах по  товарообороту с Китаем на 2023 год?

— Прогноз сугубо положительный. На это неоднократно указывал губернатор края Олег Николаевич Кожемяко в ходе своих выступлений на конгрессах и конференциях, а также в ходе визита в провинцию Хэйлунцзян. Товарооборот или внешнеторговый оборот Приморского края с Китаем в прошлом году составил совсем без малого 7 с половиной миллиардов долларов. Это значительный рост — едва ли не на 50% в сравнении с предыдущим годом. Статистика 1 квартала текущего 2023 года уже свидетельствует о продолжении этой динамики. Губернатор поставил задачу достичь цифры в 10 миллиардов долларов! Думаю, это  амбициозная цель нам по плечу.

— Мы сейчас много говорим о курсе на Восток, который  обозначил  президентом Путин. Мы видим, что Приморья – регион, который оказался на передовой этого курса. Хватит ли нам мощности и прочности для этого?

— Мощности хватит! Скажу прямо, сейчас мы работаем на пределе возможностей, на пределе возможностей нашей логистической инфраструктуры. Действительно, возможно, где-то  мы упускаем некоторые возможности. Наверное, мы могли бы  организовывать транзит груза в больших объемах, если бы у нас была более развитая инфраструктура. Но мы идем к этому! И это решительная воля губернатора нашего края — переломить ситуацию. В частности,  завершить многолетнюю эпопею  строительства новых автомобилей пунктов пропуска.

— Если речь зашла об автомобильных пунктах пропуска, нельзя не задать вопрос об электронной очереди.  Об этом  очень просят  грузоперевозчики. Правительство думает на эту тему?

— Напомню, что с мая 2020 по май 2021 такая электронная очередь в регионе была. Я лично её организовывал и руководил процессами. Тогда нам нормативно правовая база позволяла её организовать силами полномочий Приморского края. К сожалению, затем эти полномочия иссякли, и очередь в том понимании, как она работала, себя изжила.

Сейчас организация электронной очереди — это сугубо полномочия Министерства транспорта Российской Федерации. Мы требуем от коллег в этом ведомстве скорейшей организации работы в этом направлении. Пока перевозчики ведут такую очередь самостоятельно, — так сказать, на основе договорённости друг с другом. И очень часто, в принципе, она достаточно справедливая. Хотя есть и перевозчики, которые не очень довольны сложившейся практикой.

 — Важный вопрос – прозвучало ли во время визита губернатора Приморья в Китай подтверждение от китайской стороны готовности участия на ВЭФ-2023?  

— Да, такие подтверждения были. Региональные чиновники также примут участие в работе Восточного Экономического Форума. Как вы помните, в 2018 году, когда приезжал председатель КНР товарищ Си Цзиньпин, сразу 12 губернаторов всех крупных провинций Китая приезжали к нам, это было единое решение. Пока такого единого решения, надеюсь, скоро оно будет. Мы, безусловно, от имени края, совместно с Росконгрессом,  пригласили наших партнёров из тех провинций, которые мы сейчас посещали, и партнёров из других регионов Китая и других стран принять участие в работе форума.

— Кроме партийных чиновников, приедут ли китайские бизнесмены?

— Чаще всего это решение самих корпораций. Могу сказать, что среди  ряда крупных китайских компаний, тех, кто работает уже в Приморском крае или России, или тех, кто пока только вынашивает такие планы, подобные решения уже есть. Думаю, пока преждевременно объявлять списки. Но, еще раз хочу сказать, — такая работа идёт. У Правительства Приморья нет никаких сомнений, что наш стратегический партнер – Китай —  будет представлен на Восточном экономическом форуме 2023 года.

Анна БЫСТРОВА

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и автора