Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Он построил Токаревский маяк»: рассказ о выдающемся и забытом миллиардере

Рубрика: История, Общество
06.10.2023

Абсолютно все во Владивостоке знают знаменитый Токаревский маяк, — своего рода, лицо столицы Приморья. Однако мало кому известно,  что этот знаменитый маяк построил Отто Линдгольм, самый богатый человек на Дальнем Востоке дореволюционной России.  По нынешним меркам — мультимиллиардер. Но количество денег, которые заработал Линдгольм, —  совсем не главные его характеристики.    Человек невероятной физической силы, беспримерного мужества, в одиночку ходивший бить китов, шкипер, 13 раз обогнувший земной шар, — это все о нем, о купце и путешественнике,  основателе китобойного промысла Отто Линдгольме.   

Отто Линдгольм родился в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи.  С самого детства мальчика манило море. После гимназии Отто поступил на службу в Российско-Американскую компанию. С 1857 года —  вольный шкипер. Познакомился с добычей китов на службе в Российско-Финляндской компании.

В 1862-63 гг. вместе с тремя товарищами-финнами  Отто Линдгольм отправился на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. Друзья решили бить китов, тем и разбогатеть. Добрались до Тугура, основали там факторию.  Уже через три года компания имела три шхуны и несколько сотен баррелей вытопленного китового жира.

Но далеко не все смогли перенести испытания. Вскоре  два друга, с кем Отто приехал в Тугур, покинули его.  Держался только Линдгольм, о котором говорили, что он имеет сатанинскую силу. Невзирая на погоду, Отто Васильевич ходил в море: один во всех лицах — от главного распорядителя до шкипера и китобоя. Лично им было убито 26 китов. Один исполин едва не уволок его на тот свет, но Линдгольм только посмеялся над этим случаем, сказав:

— Бабка мне напророчила — не в воде моя смерть. Потому и жив.

А тот кит, кстати, в 92 фута длиной, дал жира и усов на шесть тысяч рублей серебром.

Дела в новой китобойной компании  шли на лад. Но все эти годы Линдгольм помнил, что на далекой Балтике его ждет невеста. И однажды он наплевал на все дела, и поехал за любимой. Она его дождалась,  и даже согласилась поехать с ним в суровый край.  Там она даже ходила с мужем в море, бить китов, но суровая жизнь в итоге свела женщину в могилу. Жена Отто простыла и умерла. Он потом всю жизнь не смог простить себя и оправиться от этой потери.

После смерти жены Линдгольм  не жалел себя, часто рисковал жизнью, но, видно, ему и впрямь  не суждено ему было погибнуть в океане. Зато доходы компании все росли и росли.  Линдгольм на китобойном промысле вышел в  купцы первой гильдии.  Генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков ходатайствовал перед Петербургом о награждении Линдгольма Золотым знаком на Владимирской ленте как первого русского китобоя на Дальнем Востоке. Этот почетный знак О. Линдгольм носил с гордостью до самой смерти.

В конце концов, устав от странствий по морям, китобой осел в приглянувшемся ему Владивостоке и открыл в 1874 году  торговый дом «О.В. Линдгольм и К».  Слава предпринимателя шагнула далеко за пределы Дальнего Востока. Он приобрел себе огромный кредит в Японии, на Гавайских островах, в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Англии и Германии.  На 1875 год торговый дом «Линдгольм и К» располагал кредитом в миллион долларов.

В офицерской слободке, за Морским клубом, у него был свой причал. Там же О. В. Линдгольм построил кирпичный завод.

В 1896 году он расширил производство, взяв в аренду кирпичный завод Кустера. На 28-й версте от Владивостока предприниматель стал разрабатывать Подгородненские каменноугольные копи. Построил он и кирпичный завод во Владивостоке.

Видавшие виды горожане только ахнули, когда О.В. Линдгольм выхватил в жесткой конкурентной борьбе миллионный подряд у Морского министерства на строительство сухого дока им. Цесаревича Николая в Дальзаводе .  7 октября 1897 года состоялось его торжественное открытие — сюда вошел крейсер «Дмитрий Донской».

В 1895 году Линдгольм попросил Владивостокскую городскую думу выделить землю для строительства нефтебазы — керосинового пакгауза и цистерны. Так была построена в 1896 году небольшая нефтебаза на Первой Речке, где имелась канатная дорога с керосиновыми вагонетками-цистернами.  О.В. Линдгольм — один из пионеров доставки нефти и нефтепродуктов на наливных судах на Дальний Восток.

Линдгольм вывозил за границу очищенное масло для осветительных приборов. Затем он продал нефтебазу известному магнату Нобелю. В советское время владельцем ее стал Нефтесиндикат.

Кроме этого, Отто Линдгольм  занимался разработкой золота на острове Аскольд,  добычей угля в пригороде Владивостока (Подгороденка).

По словам современника, он был «человеком  особенного закала, с огромнейшим самоотвержением и необходимым знанием морского и коммерческого дела». Принимал большое участие в общественной жизни города Владивостока: член Приморского областного статистического комитета, директор Попечительного общества о тюрьмах, член правления Общества спасания на водах, член Биржевого комитета. Один из первых российских яхтсменов. Был в составе делегации от Приамурского края на коронации Николая Второго.

Летом 1911 года во Владивосток пришел рыболовный траулер «Находка», который был заказан Линдгольмом. Тем самым предприниматель объявил войну местным монополистам по доставке в город свежий рыбы. Уходивший на ночной лов траулер Линдгольма возвращался с полным трюмом к 6 часам утра на городской рынок, который размещался в центре города, прямо на берегу бухты. Жители быстро разбирали дешевую рыбу, тащили за клешни свежих крабов. Этот, по сегодняшним понятиям, деликатес был непременным блюдом на столе даже самых бедных владивовостокцев.

Одним из первых Отто Васильевич вступил в члены Общества изучения Амурского края. Когда возникала нужда, он выделял деньги и материалы на строительство здания музея, делая большую уступку при поставке стройматериалов. В 1907 году он учредил во Владивостокской женской гимназии две стипендии — имени Елизаветы Николаевны Семеновой и Отто Васильевича Линдгольма.

Особую веху в жизни Линдгольма имело строительство Маяков. Именно Отто  Линдгольм построил самые знаменитые маяки Приморья, — Токаревский и Аскольдовский. Маячники же в непогоду славят строителя за крепость сооружений. Теперь не умеют строить так прочно, на века.

Конечно, это было для него бизнесом.  Например, на все строительство Аскольдовского маяка правительством было отпущено 95 685 руб., а в конечном итоге Линдгольм получил 168 824 руб., то есть почти в два раза больше.

Но  вот Токаревский маяк на Токаревской кошке в проливе Босфор Восточный Отто Линдгольм выстроил за свои.  Думается, что этот маяк был воплощением детских воспоминаний и чаяний мальчика Отто, каждый день проходящего мимо маяка Утё  в родной Финляндии и вглядывающегося в манящую даль…

Маяк Токаревский был построен в центре специально отсыпанного в конце косы островка диаметром 25 м и высотой 1 м над уровнем моря. Строительство маяка было начато в 1910 году.

В 1911-м построили каменную башню высотой 8,23 м, подготовленную для установки фонарного сооружения. Она не была оштукатурена. Верхняя площадка башни имела диаметр 3,10 м. Главное гидрографическое управление закупило в Париже светооптический аппарат 4-го разряда с фонарным сооружением фирмы Barbier C0 Fenestre Construrs. Внутри башни маяка была установлена железная винтовая лестница.

В 1913 году  маяк заработал.  Для его обслуживания в низменной части мыса Токаревского у основания косы был устроен маячный городок, в котором были построены два одноквартирных рубленых жилых дома для смотрителя и служителей маяка, каменный склад керосина в таре, деревянные баня, сарай, колодец и уборная. Для прохода к маяку был устроен деревянный пешеходный мостик. Сваи мостика периодически срезались льдами, поэтому в 1960-х годах мостик убрали.

На стене башни маяка на кронштейне был повешен колокол для предупреждения мореплавателей о навигационной опасности в условиях плохой видимости из-за тумана или снегопада двухударным звоном с интервалом менее трех минут. Колокол имел вес 50 кг. Как звукосигнальное средство колокол был упразднен в 1959 г. после установки на маяке наутофона, но оставлен на маяке в качестве исторической реликвии. Колокол был снят в 1998 г. при демонтаже наутофона из-за его упразднения.

Маяк Токаревского находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота. Он обеспечивает проход судов из Амурского залива в пролив Босфор Восточный и из этого пролива в бухту Золотой Рог.

Умер  Отто Линдгольм 29 (16) декабря 1914 году, на следующий год после  открытия Токаревского маяка.

К сожалению, сейчас ничто  в этом культовом месте Владивостока не напоминает о его создателе. Впрочем, речь не только о строительстве маяков, — о выдающемся человеке, внесшим беспримерный вклад в экономическое развитие Приморья, мало кто знает и помнит.  Разве что мыс в бухте Находка, где у миллионера была дача, носит сейчас его имя.

Может быть, пришла пора восстановить историческую справедливость?

Ян БАБАЕВ

Материал подготовлен в рамках проекта «Знаешь историю — понимаешь настоящее»