Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Поле чудес. ТОР «Надеждинская» — зеленые поля, заросли иван-чая, и бескрайние перспективы…

Рубрика: Бизнес
08.09.2017

Территории опережающего развития — ТОР — притча во языцех, приморцы слышат о них уже не первый год подряд. Предполагается, что это такие особые в экономическом плане места, где будут действовать налоговые льготы, и поэтому бизнес в этих ТОР расцветет буйным цветом. Тем более интересно было побывать на презентации ТОР «Надеждинская», которую для журналистов, в рамках ВЭФ, организовала Корпорация развития Дальнего Востока.

Палатка белая стоит

Хорошо, что журналистов везли на автобусе. Ибо на своей машине найти место территории опережающего развития было бы весьма проблематично. Коллеги-телевизионщики, рискнувшие ехать самостоятельно, обрывали телефон водителя автобуса с просьбами указать верный путь.

— Переезжаете через низководный мост, потом прямо, потом еще мост, и поле увидите, — втолковывал водитель в телефон. — В середине поля палатка белая стоит! Вот это там!..

— Шутит, наверное, — подумала я, когда услышала описание маршрута. ТОР в моем представлении была некой абстрактной строительной площадкой, где кипела жизнь.

Я ошибалась. Нет, жизнь на территории действительно кипела. И, в общем, ТОР «Надеждинская» была прекрасна, как могут быть прекрасны бескрайние зеленые поля, с колосящимися фиолетовыми цветочками иван-чая. По небу плыли кудрявые белые облака. На горизонте стеной стоял лес.

Пейзаж навевал умиротворение, желание созерцать и думать о вечном… Слегка портили картина два экскаватора, стоявшие у свеженасыпанной дороги. Дорога эта, как и обещал водитель нашего автобуса, вела в центр поля, к белоснежному шатру.

Возле шатра стоял стенд с какими-то картинками и много мужчин в деловых костюмах.

— Вот это и есть ТОР «Надеждинская»! Выходим из автобуса!..

Подхожу к стенду, на котором графично изображены перспективы развития логистического центра гелия, одного из крупнейших в мире, как обещают. Вижу — знакомый профиль. Ба, да это же Виталий Веркеенко, один из самых известных бизнесменов Приморья, знаменитый «Примрингом», технохолдингом «Сумотори» и своей эпопеей с «ЭРА-ГЛОНАСС».

— Мы на территории «Надеждинская» три проекта запускаем: «Терминатор» — утилизация и разборка автомобилей, «Прометей» — сборка электромобилей, и проект административно-гостиничного комплекса, — рассказал Веркеенко. — «Терминатор» стартует первым, в октябре мы выходим на земляные работы, и в мае следующего года — открытие. Потом запускам «Прометей»: будем не только собирать электромобили, но и трансформировать бензиновые и дизельные машины в электромобили. Это российско-японский проект.

Бычок угрожающих размеров

Количество представительных мужчин на квадратный метр чистого поля возле белой палатки явно зашкаливало. В частности, был там Денис Сарана, учредитель компании «Русский минтай». Инвестиционный проект предусматривает строительство современного комплекса по переработке минтая : будут выпускать филе, фарш минтая (до 100 тонн готовой продукции в сутки) и рыбную муку ( до 20 тонн ).

— Задача — увеличить степень переработки российской рыбы на территории, снизить экспорт «замороженной рыбы без головы», запустить современное производство, — рассказал Денис Сарана. — Мы будем конкурировать с китайскими и европейскими переработчиками российской рыбы. Пора уже уменьшить импорт рыбного филе, изготовленного за рубежом из наших биоресурсов, и экспортировать готовую продукцию, а не сырье.

Проект «Русского минтая» — это строительство комплекса производственных цехов, холодильников для сырья и готовой продукции. Рыбные цеха на месте зеленого поля появятся не раньше 2019 года. Запуск производства обозначен довольно расплывчатыми сроками: 2019–2023 год. Готовая продукция будет поставляться как на внутренний рынок, так и в страны АТР и Европы. Предполагается, что активными потребителями рыбной муки станут обитатели отрасли свиноводства из соседней ТОР «Михайловский».

Еще один интересный проект с огромным потенциалом — гелиевый. В ТОР «Надеждинская» будет создан один из крупнейших в мире логистических центров гелия. Об этом очень подробно и наглядно рассказал Анатолий Ким, генеральный директор ООО «Газпром газэнергосеть гелий».

— В Приморье с Амурского газоперерабатывающего завода будут приходить машины с изо-контейнерами, заполненными жидким гелием. Предстоит построить комплекс технологических блоков, предназначенных для обслуживания процесса перевозки. Также будет построена установка сжижения гелия. Пройдя через наш логистический центр, контейнеры будут отправляться дальше, в порт, грузится на суда для экспортных поставок. Пуск намечен на 2021 год.

Это будет один из крупнейших логистических центров гелия в мире и займет в ТОР «Надеждинская» 16га. Общий объем инвестиций в проект составит 5 млрд. 153 млн. рублей. Особо стоит отметить, что газовики обещают минимальное воздействие на окружающую среду — будут использоваться самые современные технологии.

На презентации ТОР, кроме крупных, были представлены проекты поменьше. К примеру, «Велес-Снек» собирается построить завод рыбных снеков — сушеной и вяленой рыбы, и кальмара. Объем частных инвестиций — 135 млн. рублей. Особо отметим, что на заводе будет создан цех по переработке морского бычка. У нас его особо не ловят, а вот в Китае и Японии бычок очень ценится. К тому же, морские бычки пожирают икру рыб, расплодились до крайности, и с ними уже давно пора что-то делать.

— Популяция бычков приобрела угрожающие размеры, — отметила генеральный директор компании «Велес-Снек» Светлана Тунина. — Наша компания планирует изготавливать замороженные полуфабрикаты из бычков и направлять в Китай. Производственная мощность завода составит до 300 тонн готовой продукции в 2020 году.

Надежды ТОР питают

Особая привлекательность ТОР «Надеждинская» в глазах потенциальных инвесторов — в замечательном расположении.

— Нахождение ТОР вблизи двух крупнейших дальневосточных портов и погранпереходов с Китаем и Кореей, на пересечении транспортных маршрутов Владивосток-Хабаровск, Транссибирской магистрали и международного транспортного коридора «Приморье-1» делают площадку привлекательной для инвесторов, — отметил Денис Тихонов, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока. — Резиденты получают налоговые льготы и административные преференции для развития бизнеса.

Последнее активно подтвердил глава Надеждинского района Алексей Губарев:

— Можете ко мне обращаться в любое время дня и ночи! Сделаю все, что в моих силах, — пообещал резидентам ТОР в своем приветственном слове Алексей Николаевич. А затем позвал журналистов приехать в гости в район, посмотреть, как сильно изменилась территория за последние два года за счет внебюджетных средств, исключительно.

— Когда глава администрации идет навстречу бизнесу, активно, и особо отметим, безвозмездно, добрые дела в ответ приходят сами собой, — сказал Алексей Губарев. — Приезжайте, школу покажу! Там несколько лет назад даже туалетов не было, а сейчас везде электроника!

Затем наступил торжественный момент подписания соглашений.

Конечно, палатка в чистом зеленом поле, под тентом которой подписывались договоры о намерениях на сотни миллионов долларов, выглядела несколько экзотично. На ум невольно приходили мысли про знаменитое поле чудес, куда Буратино закопал золотые монеты в надежде на то, что вырастет денежное дерево…

Безусловно, мы, наученные горьким опытом «Хайяттов» и прочих разных недостроев, пока что скептически относимся к громадью планов и вороху подписанных бумаг о намерениях. Однако, с другой стороны, в инвестиционные проекты той же ТОР «Надеждинская» предполагается вложить более 1, 5 млрд. долларов. Будем верить в лучшее!

Вот за это лучшее собравшиеся в белоснежной палатке резиденты и журналисты в итоге выпили хорошего шампанского. Надо было еще бокалы разбить, для верности. О новую дорогу, которая обрывается в середине зеленого поля, и пока одна напоминает о грандиозных перспективах… В которые, во всяком случае, очень хочется верить.

Лада ГЛЫБИНА