«Сразу три гендиректора»: известных во Владивостоке бизнесменов жестко закатывают силовики
Прокуратура Владивостока утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении трёх руководителей крупных компаний, обвиняемых в картельном сговоре на сумму свыше 800 млн рублей при ремонте дорог по нацпроекту БКАД в 2019 году. Это учредитель ООО «Федерал Строй» Эдик Киракосян, нынешний владелец ООО СК «Автобан-ДВ» Александр Шаптала и Шамиль Ходэи из «Строй Сити». Все три компании – с приморской пропиской. В сговоре обвиняли также и подмосковное ООО «СКАБ» (гендиректор Баграт Керопян), но дело вынесено в отдельное производство.
По версии следствия, обвиняемые вступили в картельный сговор для участия в конкурсных процедурах на заключение пяти муниципальных контрактов на ремонт дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году. Общая сумма контрактов составила 808 717 961 рубль.
Как уточняет VL.ru, два контракта выиграло ООО «Федерал Строй». По одному взяли ООО «Автобан-ДВ», ООО «Строй Сити» и ООО «СКАБ». Причём руководство «Строй Сити» вскоре обвинили в мошенничестве по БКАД в 2018 году. А компанию «СКАБ» из подмосковных Химок после провального ремонта улицы Снеговой внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Многие, наверняка, помнят, как в ходе этого ремонта в асфальт посреди улицы закатали лопату. А потом выковыряли её, оставив яму, похожую на форму для отливки чупа-чупсов.
Как следует из материалов дела, в 2019 году компании, которые планировали принять участие в аукционах, пришли к устному соглашению о том, кто из них станет победителем, а кто будет работать на субподряде. В результате сговора во всех пяти аукционах участники сделали по одному шагу, причём минимальному – 0,5%. Побеждал участник, снизивший цену раньше остальных. После снижения цены борьба за контракт прекращалась. В дальнейшем участники соглашения исполняли выигранные контракты, используя стройматериалы, технику и рабочую силу друг друга.
К слову, «дорожная коллаборация» не очень-то помогла компаниям. Ремонт почти на всех улицах вместо мая начался в июне и длился до конца ноября, причём кое-где остался незаконченным. 13 ноября 2020 года УФАС признало факт нарушения участниками соглашения Закона о защите конкуренции, которое привело к поддержанию цены на торгах. Через месяц после этого «ФедералСтрой», «Автобан-ДВ», «Строй Сити» и «СКАБ» подали в Арбитражный суд иск о признании правового акта незаконным. 30 декабря они пытались добиться приостановления действия решения антимонопольщиков на время рассмотрения иска, однако им в этом было отказано. В 2022-м они проиграли кассацию, с компаний начали взыскивать ранее наложенные штрафы в общей сумме более 65,1 млн рублей.
На директоров компаний в итоге завели уголовное дело по пп. «а», «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции). Максимальное наказание – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трёх лет.
Уголовное дело по трём руководителям уже направили в Ленинский районный суд Владивостока. В отношении руководителя ООО «СКАБ» уголовное дело выделено в отдельное производство.
Отметим, поскольку ООО «ФедералСтрой», некогда крупный подрядчик ремонта дорог в Приморье, лишилось госконтрактов в ходе расследования дела о картельном сговоре и накопило долги, Федеральная налоговая служба в 2021 году подала к компании иск о банкротстве. Сумма исковых требований составила 23,7 млн рублей. Больше года судебных разбирательств завершились введением процедуры наблюдения.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)