«Проклятое место»: почему Константин Шестаков не боится попасть в тюрьму? — эксклюзив
Когда спрашивают – что главное из хорошего произошло во Владивостоке за 2021 год, почти все журналисты и многие общественные деятели в один голос отвечают: мэром стал Константин Шестаков. Это главная хорошая новость года. Поэтому в преддверии 2022 грех было не поговорить с Константином Владимировичем о том, как он себя чувствует в этой очень непростой должности. И чего ждать жителям Владивостока в новом году от нового главы.
Проклятое место
— Константин Владимирович, давно хотела узнать, — что вы подумали, когда губернатор вызвал вас и спросил: «Константин, будешь мэром?» Я утрирую, конечно. Расскажите, как это было?
— Фраза звучала по — другому. «А как ты смотришь на то, чтобы…»
— И?.. Какие были ощущения, учитывая, что место мэра во Владивостоке, как считают горожане, проклято?
— Я прошёл очень большой путь государственного службы. Видел разных мэров. И мне всегда казалось, что на этом посту можно добиться ярких, понятных достижений, причем желанных и по- доброму воспринимаемых жителями. Как житель города, я все эти годы хотел, чтобы мы очень качественно двинулись и по благоустройству, и по муниципальному транспорту, и по ряду других важных направлений. Предполагал, что это все реально сделать. Путем ли концессии, или помощи федерального центра, — вариантов много. И когда было сформулировано предложение от губернатора, — «было ли бы тебе любопытно?», — у меня в голове четко
произнеслось: да, мне было бы любопытно. Я вижу в себе достаточную силу для того, чтобы реализовать качественные проекты, которые бы остались на долгие годы во Владивостоке, и изменили бы его облик в том числе.
Что касается «проклятого места»… Я не боюсь.
— Ну да, все так говорили…
— Дело в том, что у меня нет задачи…
— Сесть в тюрьму?
— Заработать в кресле мэра денег. Поэтому я не боюсь попасть в тюрьму. Я действительно хочу поработать на благо Родины. А дальше уже посмотреть, где бы я мог пригодиться, так сказать, на каком-то ином уровне… Или в рамках государственной службы, или, может быть, нужно будет рассмотреть возможность уйти в бизнес. Потому что на текущий момент, когда ты работаешь на государство, говорить о каком-то доходе, который мог бы сформировать какой-то тыл для твоих близких, точно не приходится.
— Простите за такой вопрос, но — сколько вы зарабатываете?
— Чуть больше ста тысяч.
— Прямо скажем, немного для такого уровня нагрузки и ответственности. Скажите, раз уж мы говорим про вашу должность мэра, вы не хотите как-то расширить ваши мэрские возможности? Может быть, каких-то функций вам не хватает?
— Вы правы, не хватает. Первое — полномочия по работе с управляющими компаниями. Губернатор согласился с моим подходом, что подобные полномочия должны быть в муниципалитете. Потому что у жителей Владивостока масса жалоб на работу УК.
— Как можно передать полномочия городу из края? Учитывая еще тот факт, что УК – это частный бизнес.
— Через корректировку профильного закона это возможно. Что касается частного бизнеса, есть путь лицензионного контроля. Я бы искренне хотел, чтобы у муниципалитета появились возможности влиять на работу «управляек». Пока прямых полномочий у города нет, весь этот функционал находится на уровне субъекта.
Тем не менее, мы находим варианты, как повлиять на ситуацию, например, по устранению последствий снегопада. Когда мы увидели на второй и третий день уборки города, что управляющие компании идут с нами не в ногу, придомовые территории убираются гораздо медленнее, чем муниципальные и федеральные маршруты, мы приняли решение направить административные комиссии. Пошли рейды, началось составление протоколов на весьма существенные суммы. Один штраф в рамках такого протокола составляет восемьдесят тысяч рублей, а дворов в любой из УК много! И, знаете, тут же появилась и арендованная техника, и дополнительные силы откуда-то взялись. Мне кажется, мы нашли, пусть даже не прямой, но действенный способ воздействия.
Путь ошибок и наблюдений
— Константин Владимирович, а вы сами себе какую оценку можете поставить за снегопад?
— Не я должен эту оценку ставить.
— Наверное, не вы. Но вы же согласны, что жалоб было немало?
— Мы достаточно быстро расчистили дальнемагистральные маршруты. Потом мы столкнулись с тем, что у нас запаркованы улицы. Что днем работать муниципальной технике в том объеме, в котором она должна работать, неэффективно, нужно переходить на ночную уборку. Это все приходит с практическим опытом, на пути своих собственных ошибок и наблюдений. В итоге мы перешли на стопроцентную работу в ночное время. Вопрос наличия надлежащего объема техники тоже встал очень остро. Например, у нас в одну ночь сломалось два грейдера, а всего этих грейдеров четыре, соответственно, производительность кратно снизилась. Соответственно, у нас должно быть своих грейдеров значительно больше. А еще у нас должны быть погрузчики, которые тоже в работе зарекомендовали себя очень хорошо. В городе, к сожалению, их немного, а должно быть больше! Именно поэтому мы обратились к Олегу Николаевичу с просьбой рассмотреть возможность нас поддержать в будущем лизинговом соглашении, — будем покупать новую технику.
Так что уборка снега — это очень большая комплексная история. Это вопрос команды. Важно, чтобы в команде есть те, кто действительно с огнем в сердце исполняет свои обязанности, а не грустно повинуется какому-то инерционному вектору. Если вот такие люди есть, то работа спорится.
— Скажите, пожалуйста, вы за выборы мэра или против?
— Я точно не против.
— Это обнадеживает! А вы готовы к выборам мэра?
— Что вы имеете в виду?
— Говорят, Госсовет сейчас готовит закон о возврате выборов мэра, то есть, выборы мэра стопроцентно вернутся. Вы готовы бороться за этот пост?
— Я точно не формулировал планы по поводу возможного выхода на выборы через четыре года.
— Понятно. А вы не опасаетесь будущих выборов в городскую думу? Учитывая, что город «красный», мы имеем шансы, что у нас будет вся дума «ярко-красная», с небольшими вкраплениями «новых людей». Представляете, что будет, если мэр Шестаков получит оппозиционную думу?
— Мне кажется, что Владивосток готов проголосовать за людей. Подчеркиваю – не за партии, а за ярких, достойных граждан. Считаю, что на эти выборы должны выйти люди, которые действительно смогут достойно, с поддержкой жителей Владивостока, справляться с должностью депутата. Этих людей должны уважать, к их мнению прислушиваться – это главное.
У них должны быть знания и компетенции, способные сделать наш город лучше. На мой взгляд, это должно быть максимально широкое представительство: моряки, врачи, архитекторы, журналисты, учителя…
В режиме 24/7
— Константин Владимирович, давайте поговорим про дорожное строительство. Как известно, дороги для Владивостока — это наше все. Но это «наше все» нас неизменно печалит. Когда будут подвижки?
— Согласен, дороги — наше все, и мы должны для себя определиться в приоритетах. Я считаю таковыми строительство развязок, о которых мы говорим уже давно, но еще не приступили к фактической реализации.
— Например?
— Ну, для начала перекресток улицы Русская и проспекта Столетия. Это та территория, которая формирует хроническую пробку в течение многих лет. Фирсовский мост и выезд с БАМа. Это то, что сдерживает движение по проспекту Столетия в сторону Центра, да и в обратную сторону тоже. В районе 38-й школы, съезд со Столетия в сторону Моргородка. Там всегда пробка. Развязка от кольца на Красного знамени в сторону Толстого, до кольца Третьей рабочей, — на этой территории должна быть четырехполосная дорога. И еще ряд позиций.
— Деньги на это есть?
— Деньги выделены на проектирование. Деньги на строительство будут забюджетированы сразу после того, как мы пройдем экспертизу, поймем, какой объем средств необходим. Постараемся сделать так, чтобы проектирование прошло максимально быстро, и работы начались как можно скорее. Думаю, фактически работы начнутся в 2023-м году.
— Всех волнует модернизация сетей, электрических и тепловых. Печальная история этой зимы – люди сидят зачастую без света и без тепла. Почему так?
— У нас есть несколько болевых точек, в том числе, это остров Русский. Там территория Оборонэнерго, который провел модернизацию порядка семидесяти процентов всех сетей, но не всех, к сожалению. По тридцати процентам работа еще предстоит, это территории Канала и Поспелово . Продолжат работу Оборонэнерго с будущего года, в этом году выполнили план, который себе намечали..
— А как быть с ситуацией, когда люди во Владивостоке на Змеинке мерзнут с двадцать четвертого декабря? Вот, посмотрите, читатели прислали массу адресов…
— Да, там порыв за порывом…У нас команда работает в этом районе практически постоянно, в режиме 24/7. К сожалению, не всегда удавалось попасть в подвальные помещения управляющей компании. Это вопрос незаинтересованности УК. Мы работаем очень оперативно, в том числе и в выходные. В строю пятнадцать оперативных бригад. Но порывы возникают постоянно. Например вчера у нас появилось и было устранено 11 порывов.
— Откуда они берутся? То есть, везде рухлядь?
— Конечно. Но не все верят, что там действительно на семьдесят пять процентов сети изношены, и очень серьезно. Поэтому полностью действенным решением может быть только концессия. Сейчас мы подошли к обсуждению итоговой финансовой модели с Росгидро по заключению концессионного соглашения. Я вижу это единственным выходом и единственной фактической возможностью всерьез, комплексно и профессионально заняться реновацией системы тепловых путей на территории города Владивостока.
О личном
Константин Владимирович, давайте поговорим о личном. Что было для вас самое тяжелое за время вашей мэрской работы? Вы это вообще вывозите?
– Да. Это непросто, но мне это интересно. Мне нравится заниматься именно этой работой. Кто бы что ни говорил, я вижу фактический результат работы большой команды. Я вижу хороший задел для качественного старта, в том числе и по системным мероприятиям, которых давно во Владивостоке не было. И мне это приносит удовлетворение. Понимаю, что от малых дел до больших проектов все движется. Если говорить о том, что было самым тяжелым за это время… Самое, по–доброму, удивительное и самое тяжелое — это только люди. Но это разные люди.
– Да, наверное, вы правы. Скажите, вопросы формирования команды – это уже завершенный процесс?
– Как показывает практика, даже если я считаю, что вот уже сложилась полностью команда, то время или ситуация расставляет все по своим местам.
– А теперь – про новый год! Константин Владимирович, как вы обычно отмечаете этот праздник?
– Дома.
– Ваши дети все ещё верят в Деда Мороза или уже нет? Сколько им лет, кстати?
– Одиннадцать и семь. Ну, они точно говорят, что верят. Значит, подарки должны быть и от папы, и от Деда Мороза!
–Слышала, вы собираетесь вечером быть на Центральной площади?
– Да, мы с моей семьей будем на елке в 22 часа. Там будет красиво, будет возможность покататься на коньках, после этого будут очень симпатичные фейерверки.
– Какое желание для города Владивостока будете загадывать на будущий год? Думали об этом?
– Нет, но у меня ещё есть время для того, чтобы сформулировать пожелание. Мне искренне бы хотелось, чтобы будущий год был более предсказуемым и максимально, (для меня это важно!), максимально системным. Чтобы мы все–таки могли реализовать те проекты, которые задумали, чуть более планово.
Также, пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить читателей PortoFranko c наступающим новым годом! От всей души желаю здоровья, счастья, всего самого наилучшего! И давайте вместе сделаем все возможное для процветания нашего любимого Владивостока!
Лада ГЛЫБИНА
( Продолжение беседы с главой города читайте в новом, 2022 году).
Фото автора, с сайта vlc.ru и vl.ru