Растревоженная «кнопка». После протестов в Приморье для всей страны подготовлен упрощенный порядок установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
После многих противоречивых заявлений ситуация по системе «ЭРА-ГЛОНАСС» постепенно стала немного проясняться: судя по всему, для ввозимых на территорию РФ подержанных иномарок будет принят упрощенный порядок установки «тревожной кнопки». Как это приблизительно будет выглядеть, рассказал «Авто Mail.Ru».
Напомним предысторию. С 1 января 2017 года все без исключения легковые автомобили, выходящие на рынок Таможенного союза, должны оснащаться устройством «ЭРА-ГЛОНАСС»: в автомобиль ставится коробочка, которая подаст сигнал SOS, если машина станет участником аварии.
Но перед Новым годом оказалось, что «ЭРА-ГЛОНАСС» обязательна даже для новых и подержанных иномарок, в частном порядке ввозимых из-за границы! Притом установить «тревожную коробочку» весьма непросто. Да, цена приборчика около 20 тысяч рублей, но установленную «коробочку» нужно непременно сертифицировать — в лаборатории должны подтвердить, что устройство смонтировано и работает по всем правилам.
Чуть позже выяснилось, что единственной аккредитованной лабораторией, способной выполнить данную процедуру, является Центр испытаний «НАМИ» из города Дмитров. За эту услугу намишники просят 800 тысяч рублей, так как «нужно пройти большое количество тестов, в том числе перевернуть автомобиль на стенде».
Таким образом, ввоз машин оказался фактически заблокирован. В Приморском крае, где на стоянках таможни встали 1 500 машин, народ взбунтовался, и… премьер-министр Дмитрий Медведев поручил «найти выход из ситуации». Сначала на Дальнем Востоке ввели временный мораторий на установку «ЭРЫ-ГЛОНАСС», просто выдав ПТС для 1 100 машин, а теперь для всей страны подготовлен упрощенный порядок установки системы.
Как это будет работать?
Самое главное нововведение: частникам разрешат устанавливать не полноценную «систему вызова экстренных оперативных служб», которая срабатывает автоматически при ударе или перевороте, а лишь «устройство вызова» (УВЭОС) — проще говоря, простую «тревожную кнопку», устройство для двусторонней голосовой связи.
Самая дешёвая сертифицированная «кнопка» сейчас стоит 18 тысяч рублей. Их установкой займётся сеть аккредитованных сервисов, которую только предстоит создать национальному оператору системы, АО «Глонасс». На сервисе специально обученные мастера за 4-5 тысяч рублей не только смонтируют УВЭОС, но и активируют систему, внеся данные конкретного автомобиля в базу данных оператора.
Владимир Макаренко, директор российской компании Fort Telecom, которая занимается производством терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС", рассказал «Авто Mail.Ru», как упрощенный механизм будет работать на практике. Итак, тем, кто захочет ввезти автомобиль из-за границы, вскоре придётся действовать по следующей схеме:
— ввезя автомобиль на территорию России, получить Таможенный приходный ордер (ТПО);
— найти ближайший установочный центр, аккредитованный АО «Глонасс»;
— установить УВЭОС, после чего забрать от установщиков пакет документов;
— обратиться на таможню, где выдадут Паспорт транспортного средства (ПТС).
Важное примечание
Пока власти не сделали никаких заявлений по поводу «упрощенной схемы» — всё, что описано выше, это выдержка из пакета документов, опубликованного на сайте оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Впрочем, сам факт подготовки этих бумаг означает, что здравый смысл возобладал и жители Таможенного союза, наконец, получат законную возможность ввозить «бэушки» из других стран.
— Что касается механизма запуска процедуры, то на сегодня она уже применима для всех ТС, ввозимых на территорию Приморского края — там новый порядок оснащения принят «в ручном режиме». Мы ожидаем, что в ближайшее время этот порядок оснащения может быть применен и в остальных регионах, — цитирует «Авто Mail.Ru» директора Fort Telecom Владимира Макаренко.
Как сообщает «Авторевю» со ссылкой на собственные источники, в самое ближайшее время Минпромторг соберёт брифинг, где объявит об официальном решении проблемы «иномарок из-за границы» — между прочим, для этого вначале будет необходимо внести поправки в официальные документы Таможенного союза.
Любопытные факты
Любопытно, как требование оснащать авто устройством «ЭРА-ГЛОНАСС» коснулось других стран Таможенного союза. В частности, в Казахстане ситуация аналогичная: с 1 января 2017 года система обязательна для всех ввозимых автомобилей, но… не работает, так как необходимая инфраструктура просто не создана. Если верить местным чиновникам, система вызова экстренных служб под названием ЭВАК будет полностью сформирована до конца текущего года.
«В настоящее время услуга, для которой предназначена данная система, недоступна ввиду незавершённости создания соответствующей государственной инфраструктуры… Продавец и изготовитель автомобиля не несут ответственности за невозможность использовать систему по назначению» — говорится в Инструкции по эксплуатации автомобилей Nissan, Toyota и Lexus для рынка Казахстана.
В Беларусь при этом новые машины могут ввозиться вообще без устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» до 31 декабря 2018 года — это касается абсолютно всех легковых автомобилей (и новых, и подержанных). Соответственно, и местные автопроизводители могут не ставить на выпускаемую продукцию терминалы «ЭРЫ».
Руководитель компании «Таможенный портал» Роман Султанов: — На днях заместитель председателя правительства, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что Минпромторг РФ и соответствующие коммерческие организации уже занимаются разработкой, проектированием и изготовлением приборов, которые можно будет устанавливать на подержанные автомобили. И мы ждем разъяснений от федерального ведомства. Да, паспорта технических средств на «застрявшие» иномарки большая часть автовладельцев получила, но это только вершина айсберга, лишь 10% проблемы. Людей волнует, как работать дальше, будущее малого и среднего бизнеса, который составляет основу экономики Приморья. По сути мы находимся в простое с 1 января, но продолжаем выплачивать заработную плату коллективам, которые подбирали долгие годы, аренду, налоги и другие платежи. Если процесс затянется, многие компании могут закрыться.
Вместо комментария
Когда говорят об эффективности «ЭРЫ-ГЛОНАСС», то главный аргумент — «для вашего блага». Но кое-какие цифры в июле прошлого года раскрыл «Коммерсант», по информации которого основными акционерами АО «ГЛОНАСС» (оператор системы) могут стать «Ростелеком», Роскосмос и «Ростех».
По информации издания, вопрос о вхождении названных госкомпаний в АО был решен в конце 2015-го на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Предполагалось, что соответствующие сделки должны быть проведены в конце 2016 года — в 2017 годах.
Также уточнялось, что в создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» государство вложило около 5 млрд. рублей. В проекте стратегии «ГЛОНАСС» отмечается, что в 2016-2018 годах на поддержание и эксплуатацию системы из бюджета необходимо выделить еще 4,7 млрд. руб.
Минтранс оценивал экономический эффект от работы «ЭРЫ-ГЛОНАСС» в 66 млрд. рублей к 2020 году. Цифра не совсем понятная, но очевидно, прежде всего — за счет обязательного оборудования государственного транспорта. В мае прошлого года гендиректор «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков утверждал, что к «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено более 25 тыс. автомобилей, с которых с 1 января по 11 мая 2016 года было передано более 24 тыс. сообщений. Из них …26 были связаны с ДТП.
Принудительная установка «тревожной кнопки» на личные авто россиян, безусловно, «на ровном месте» даст космический эффект — как для бюджета, так и для потенциальных акционеров АО «ГЛОНАСС».