«Риски крупномасштабных сбоев»: самая дешевая рыба может резко подорожать
Приморские компании «Тралфлот» и «Софко» предупредили о риске «крупномасштабных сбоев» в добыче сардины иваси, что приведет к «значительному» росту цен на часть рыбной продукции. Об этом говорится в письме гендиректора компаний Владимира Рекасова вице-премьеру Виктории Абрамченко.
В письме говорится, что сбои в промысле сардины могут возникнуть из-за вступления в силу нового требования по таможенному декларированию судов. Согласно постановлению правительства, все суда, которые были произведены или куплены за пределами ЕАЭС и которые добывают рыбу в российских водах, должны пройти таможенное декларирование до 1 января 2022 года. Господин Рекасов попросил госпожу Абрамченко поддержать предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и перенести срок на 1 января 2024 года
Господин Рекасов пояснил, что почти половину улова сардины приносят суда, которые не прошли таможенное декларирование. Покупка и модернизация одного траулера для вылова рыбы стоит около $50 млн. Российские компании не растаможивают суда, так как им придется заплатить еще 25% сверх этой суммы: 5% — таможенная пошлина, 20% — НДС. Господин Рекасов добавил, что рыболовы не против заплатить, но придется платить всю сумму одновременно до конца 2021 года. Например, для «Тралфлота» и «Софко» эта сумма составит 3 млрд руб. при совокупной прибыли в 2020 году в 1,5 млрд руб.
При прохождении таможенного декларирования до конца 2021-го компаниям придется отказаться от добычи дешевой рыбы и перейти на более рентабельные биоресурсы. Сокращение поставок может привести к росту цены на сардину на 20-25%. Сейчас такая рыба — самая дешевая в России: 1 кг с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам г-на Рекасова, 40–45 руб. Для сравнения: 1 кг минтая, который в этом году рекордно подешевел, сейчас стоит на Дальнем Востоке у рыбаков 68 руб., тихоокеанской сельди — 65 руб.
Участники рынка оценили разовые затраты на декларирование в 25 млрд руб. и заявили, что это может быть критичным для отрасли в условиях коронакризиса и закрытия китайских портов. В январе 2021 года ВАРПЭ обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ввести трехлетний переходный период для новых правил.
Фото Глеба ИЛЬИНСКОГО («Приморская газета»)