«Если страшно — рисуйте крокодилов»: опытные психологи советуют двигаться от противного
Как научить ребенка не бояться визита к врачу? Давайте разбираться в этом вопросе со специалистами. Психологи Краевой детской клинической больницы №1 Владивостока советуют: прежде всего каждый взрослый должен уяснить, чего категорически нельзя делать в этой ситуации.
Первое – ни в коем случае не следует обманывать ребенка, говоря, что боли не будет, если она неизбежно должна быть, а также ругать его за страхи. Второе – нельзя пугать ребенка врачами в виде воспитательной меры наказания.
А вот теперь мы разберемся с тем, что же делать, чтобы преодолеть страх ребенка перед белым халатом врача
- В психологии есть такой метод — двигаться «от противного». Дети, кстати, интуитивно знакомы с ним. Если поиграть с чем-то страшным, рассмотреть со всех сторон, и посмеяться над ним, то даже не заметишь, как страх постепенно пройдет. Вот почему дети с наибольшим удовольствием смеются над самыми «страшными» героями сказок. Ведь то, над чем смеешься, уже просто не может быть страшным. Чуковский хорошо знал этот метод и использовал его. Наша подсказка родителям – попробуйте нарисовать самое страшное в каком-нибудь необычном виде. Например, представим себе, что у животных тоже есть врачи, и нарисуем их. Врач-крокодил, врач-медведь, врач-заяц и все – в белом халате и смешной шапочке с красным крестом… И так далее – в меру вашей фантазии.
- Еще один способ для детей всех возрастов – попробовать поиграть во врача и пациента. Такая ролевая игра помогает избавиться от страхов или, по крайней мере, выявить их суть. Ведь по отношению к родителям или своим игрушкам ребенок тоже может играть роль врача, а значит, поменяться с ним ролями. «Вживаясь» в новую, «взрослую» роль, малыш будет вынужден сам себе объяснить, почему она необходима, и постараться объяснить это возможному «несговорчивому» пациенту – маме или папе. Будьте уверены: если ребенок объясняет своим игрушкам, почему нужно показать горло или сделать укол, значит, «урок» практически усвоен.
«Наслоение эмоций». Еще один действенный способ – соединить приятное с полезным. Почему, например, мы готовы смириться с чем-то неприятным, но необходимым гораздо охотнее, если после сами себе делаем маленький подарок? Потому что впоследствии, вспоминая этот эпизод, мы сможем нарисовать себе уже не однозначно черную, а многоцветную картину. Идеальный вариант – когда оба места, эмоционально «негативное» и эмоционально «позитивное», максимально сближены во времени и пространстве. К примеру, после посещения поликлиники, вы с ребенком пойдете в ближайшее кафе, кинотеатр, магазин игрушек.
Вариантов много. Можно и просто на прогулку в лес или к морю. Зато потом, когда вы будете вместе с ребенком вспоминать эпизод посещения поликлиники, можно будет сказать: помнишь, мы были у врача, где ты повел себя молодцом, а потом мы пошли/поехали/купили…(и так далее в меру вашей фантазии, средств и сил).
В определенном смысле преодоление подобных страхов – рубеж на пути к взрослению. Ребенок учится понимать, что некоторые вещи необходимы, потому что полезны, и что далеко не все получается так, как хочется. Быть взрослым – как раз и значит делать не только то, что хочется, но прежде всего то, что необходимо. А какой ребенок не хочет стать взрослым?
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, постарайтесь не волноваться сами, когда ведете ребенка к врачу. Ваше волнение хорошо и быстро «считывает» маленький пациент. Помочь малышам стравиться со страхами и стрессом вы, взрослые, всегда можете.
Инна ПЛИС