Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

С переходом на Хоккайдо? Владимир Путин поручил проработать вопрос строительства моста на Сахалин

Рубрика: Бизнес
25.07.2018

Президент России Владимир Путин сообщил, что поручил правительству изучить вопрос о строительстве моста, который свяжет материковую Россию и остров Сахалин.

На встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко Владимир Путин сказал, что строительство моста важно не только для жителей острова — оно может помочь развитию всего региона. «Понимаю этот вопрос и с точки зрения справедливости для сахалинцев, имея в виду, что часть средств изымается в Фонд развития Дальнего Востока. Я поручил правительству проработать все это. Посмотрим»,— приводятся слова президента на сайте Кремля. В свою очередь господин Кожемяко напомнил, что местные депутаты в письме к президенту упоминали о возможности частично профинансировать строительство моста из средств, которые изымаются по соглашению о разделе продукции на шельфе Сахалина.

В начале июля заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги Сергей Дрокин допустил, что строительство моста на Сахалин, если правительство примет такое решение, может начаться в 2021 году. ОАО РЖД уже разработало для перехода с материка на остров техзадание, речь в нем идет о сооружении железной дороги Селихин (Хабаровский край) — Ныш (Сахалинская область). При этом железная дорога может пройти не через мост, а через тоннель под проливом Невельского.

Переход на Сахалин внесен в инвестпрограмму ОАО РЖД до 2025 года. Общая длина ветки с мостом в 6 км составит 585 км, оценочная стоимость без НДС — 540,3 млрд руб. (из них мост — 252,8 млрд руб.). Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина. Сам мост в расчете на километр в 3,5 раза дороже Крымского, 100 млрд руб. должен дать федеральный бюджет, 90 млрд руб.— Фонд развития Дальнего Востока, 60 млрд руб.— Корпорация развития Сахалинской области.

Согласно техзаданию, проходить пролив дорога может либо по мосту, либо через тоннель, в обоих случаях переход должен быть однопутным. В случае тоннеля путь на материковой части проекта и сам тоннель должны быть электрифицированы (максимальная скорость по тоннелю — 80 км/ч). При выборе моста дорога будет на тепловозной тяге. Мостовой и тоннельный проекты имеют свои плюсы и минусы, считают эксперты.

— Строительство и эксплуатация моста могут быть осложнены сложными природными условиями, а прокладка тоннеля — геологией и сейсмической опасностью, — прокомментировал «Коммерсанту» доцент кафедры мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ Сергей Зеге. Но тоннельный вариант, например похожий на Евротоннель между Британией и Францией, может быть интересен, считает он: «Хотя он до сих пор не окупился, его эксплуатация способствует экономическому развитию стран».

Партнер практики «Инжиниринг» «НЭО Центра» Алексей Ефанов считает предпочтительным и реальным мост: из-за сравнительно небольших глубин в створе перехода с одной стороны и сложной гидрогеологии строительство тоннеля сопряжено с большими техническими трудностями.

— Тоннель в эксплуатации тоже дороже и не так надежен в связи с наличием значительного количества инженерных систем, — считает эксперт. — Но преимуществами тоннеля могли бы стать меньшая его уязвимость в случае боевых действий, возможность сооружения в любое время года и при любой погоде и отсутствие препятствий для прохождения морских судов.

На прошлом ВЭФ во Владивостоке эксперты отмечали, что проект соединения Сахалина с материком вряд ли можно рассматривать в качестве возвратной инвестиции с учетом численности населения острова и небольшого грузопотока без «продолжения» в Японию. Отметим, что в техзадании предложено оценить и возможность использования инженерно-технических возможностей для переходов не только через пролив Невельского, но и через пролив Лаперуза (то есть переход в Японию по маршруту Сахалин—Хоккайдо). Предлагается использовать уже сделанные ранее изыскания для повышения конкурентоспособности коридора «Транссиб» в направлении Европа—Россия—Япония.

Как прокомментировали PortoFranko в ОАО РЖД, решения о реализации таких масштабных проектов «принимаются на уровне первых лиц», и, скорее всего, эта тема «будет обсуждаться во время четвертого Восточного экономического форума во Владивостоке».

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА