С «Верой» в уголь. Китайцев в проекте «Ростеха» заменил «Востокуголь»
«Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева получил по 50% в крупном Огоджинском угольном месторождении в Амурской области и строящемся порте Вера в Приморье. Инициатор проектов — госкорпорация «Ростех», которая первоначально планировала партнерство с китайской Shenhua.
Как сообщил «Коммерсант», принадлежащая Дмитрию Босову и Александру Исаеву угольная компания «Востокуголь» получила 50% в ООО «Порт «Вера» Менеджмент» (ПВМ), а входящий в «Востокуголь» «Разрез Восточный» — 50% в ООО «Огоджинский энергетический холдинг» (ОГХ). Сделки закрылись 19 июня. Приобретенные компании косвенно владеют лицензиями и проектной документацией на разработку Сугодинско-Огоджинской площади в Амурской области с запасами 744 млн тонн угля (ресурсы — 1,6 млрд тонн) и строительство угольного порта Вера в Приморье (две очереди по 10 млн тонн).
К разработке Огоджинского месторождения дважды пытались привлечь китайскую Shenhua, но оба раза партнерство не складывалось. Второй раз, с 2014 года, этим занимался «Ростех», который получил лицензию на месторождение и подписал с китайской компанией меморандум, предполагавший строительство на борту Огоджинского угольной ТЭС, прокладку ЛЭП в Китай и создание порта Вера в бухте Беззащитная (ЗАТО Фокино) в партнерстве с «Росинжинирингом». Проект оценивался в $8–10 млрд.
Пока Shenhua изучала ТЭО, в проект вошел давний партнер «Ростеха» — фонд Telconet Сергея Адоньева, который получил 50% в ОГХ. Но Shenhua в итоге отказалась от участия осенью 2017 года. Долю Telconet выкупила владелица инвесткомпании Era Capital Екатерина Лапшина, которая ранее работала на господина Адоньева и в том числе руководила инвестициями в Огоджинское (еще 25% ОГХ она выкупила у «Ростеха»). После вхождения в проект «Востокугля» «Ростеху» принадлежит по 12,5% в ОГХ и ПВМ, Екатерине Лапшиной — 37,5% в ОГХ и 18,75% в ПВМ, президенту «Росинжиниринга» Дмитрию Новикову — 18,75% в ПВМ.
О том, что «Ростех» ведет переговоры о привлечении в Огоджинское Дмитрия Босова, источники говорили еще весной. Но в госкорпорации говорили лишь, что рассматривают партнерство «с российскими инвесторами». Тем не менее, в презентациях ОАО РЖД по развитию БАМа и Транссиба «Востокуголь» указывался разработчиком Сугодинско-Огоджинского с объемом добычи 10 млн тонн в год к 2025 году еще с осени 2017 года.
Дмитрий Босов и его партнеры в последние годы инициировали много масштабных проектов в угольной отрасли. В июле Минвостокразвития сообщило о проекте угольного терминала на 15 млн тонн в порту Восточный, который должна реализовывать дочерняя компания «Сибантрацита», а «Ведомости» 27 июля сообщили, что структуры Дмитрия Босова интересуются покупкой терминала в Находке на 12 млн тонн у группы «Сумма».
Эксперт Максим Худалов из АКРА отмечает, что поставка свыше 5 млн тонн угля в год в направлении восточных портов столкнется с серьезными ограничениями пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. При этом с 2016 года цены на энергоуголь держатся на довольно высоком уровне — $100–110 за тонну, что привело к восстановлению и увеличению добычи в США, Индонезии и других странах, указывает он, и в перспективе двух лет цены ожидаемо снизятся. Кроме того, говорит аналитик, у Дмитрия Босова с партнерами «в принципе заявлено очень много угольных проектов в России и за рубежом, и неясно, хватит ли для них финансового и управленческого ресурса».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)