Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Шипагеддон» из Китая: ситуация оборачивается неожиданным коллапсом

Рубрика: Бизнес
22.01.2021

Стоимость импортной продукции может вырасти из-за коллапса на рынке морских грузоперевозок. За последние месяцы эти услуги подорожали в несколько раз, а сроки доставки значительно увеличились. Как сообщили игроки рынка, опрошенные «Ъ FM», транспортные компании оказались не готовы к оживлению международной торговли и резкому росту спроса. В результате возник острый дефицит контейнеров, и, как следствие, цен на перевозку грузов значительно возросли. Чем объясняется такая ситуация? И на сколько увеличится стоимость импортных товаров?

Шипагеддон от английского ship – корабль — так бизнес называет ситуацию на рынке морских грузоперевозок. Всему виной, разумеется, пандемия: в самый ее разгар спрос на фрахт был довольно слабым, суда с товарами следовали из Китая на Запад, но обратно не спешили. Во-первых, заполнять их было нечем, а гонять пустыми невыгодно, во-вторых, из-за строгих ограничений порты не успевали разгружать контейнеры. В результате железные ящики скапливались у грузополучателей.

И все бы ничего, но примерно с августа мировая торговля вышла из «комы» и стала стремительными темпами расти, а доступных контейнеров оставалось все меньше. И цены на перевозки увеличились в разы, рассказывает начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO Максим Шишков:

— В декабре рост экспорта из Китая в США вырос на 29% год к году. Никто этого не ожидал. В результате образовался определенный дефицит контейнеров на китайском рынке. Цены продолжают увеличиваться. Если вы представляете, например, средний бизнес, и вам прямо сейчас нужно что-то перевести, для вас ставка будет в четыре раза выше, чем она была до COVID-19.

Как говорят игроки рынка, цены на морской фрахт в некоторых случаях уже в десять раз выше допандемийных. Но это еще полбеды, сроки доставки товаров увеличились так, что не всякий бизнес дождется груза, констатировал председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим:

— Из Шанхая во Владивосток полгода назад стоимость была в районе $600-700. Сейчас же заключаются сделки и по $7 тыс. за ящик для тех, кто хочет все организовать без очереди, иначе ждать придется 45-60 дней. Такие сроки раньше казались немыслимыми, но сейчас они вполне реальны.

Казалось бы, в такой ситуации можно перейти на сухопутные перевозки — в обычное время они дороже, но сейчас морской фрахт едва ли значительно выгоднее. Но воспользоваться этой альтернативой практически невозможно.

— Сейчас задача — получить свой груз вовремя. Уже никто не думает ни о деньгах, ни о каких-то других потерях, — комментируют участники рынка.

Похожая ситуация и с автомобильными перевозками: основной товарооборот у России с Китаем, а там из-за коронавируса правила таковы, что доставлять грузы фурами — слишком дорогое удовольствие, поясняет директор по развитию компании СДЭК Андрей Побежимов:

— Китайское правительство ввело требования, чтобы водители, которые заезжают на территорию страны, передавали фуры в пункте пропуска, подъезжала другая «голова» с китайским водителем, подцепляла фуру и увозила ее в Китай. Каждый водитель, несмотря на то, что они друг с другом не контактировали, должен отсидеть двухнедельный карантин. Количество машин, которые пересекали китайскую границу, сократилось в три-четыре раза. А сейчас ряд пограничных пунктов в Приморье и вовсе закрывается.

Если бизнес вынужден платить любые деньги за доставку грузов, он неизбежно будет закладывать дополнительные издержки в розничную стоимость товаров — еще один непреложный закон экономики. Подорожания некоторых позиций потребители практически не заметят — это всякий безделушки и мелкие гаджеты, которыми можно основательно забить грузовой контейнер. Но что-то более объемное и дорогое наподобие холодильников вырастет в цене ощутимо, полагает научный сотрудник Дальневосточного отделения РАН Иван Зуенко:

— Стоимость товаров, которые сами по себе дорогие и при этом занимают много места, увеличится. Это в том числе мебель, автошины, какая-то крупногабаритная техника.

Игроки транспортного рынка говорят, что коллапс должен скоро закончиться: традиционно высокий предпраздничный сезон уже позади, осталось дождаться китайского Нового года. После этого цены на фрахт должны вернуться на доковидные уровни, и некоторые грузополучатели из этих соображений решили отложить доставку. Так поступил, например, импортер элитного чая Сергей Демин. Хотя он не верит, что стоимость морских перевозок как-то существенно снизится.

— Мы взяли паузу до февраля, пока не нормализуется процесс. Но мы имеем в виду, что закладывать повышение стоимости перевозок все равно нужно. Многолетняя практика показала, что цена не возвращается на те же позиции, хоть чуть-чуть, но она точно вырастет. Мы закладываем повышение где-то на 2-3%. Но я считаю, что и это для нас много. Все равно продукция достаточно дорогая, а платежеспособный спрос у людей низкий, — отмечает господин Демин.

В пользу этой версии говорит и тот факт, что в последние годы морские перевозчики балансировали на грани рентабельности, и сейчас для них удачное время поправить свое финансовое положение. Так что россиянам, похоже, пора привыкать к новым ценам на импортные товары.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА