Сталин и Кожемяко помогли Приморью обыграть Великобританию и Сингапур
Проект по модернизации Владивостокского тоннеля, ранее носившего название тоннель имени И. В. Сталина, стал лучшим в своей номинации на международном конкурсе «Лучший реализованный проект года – 2019», итоги которого были подведены в США в рамках ежегодной конференции Мировой тоннельной ассоциации.
По итогам голосования экспертов владивостокский тоннель обошел конкурентов из Великобритании и Сингапура. Начальнику Дальневосточной железной дороги Николаю Маклыгину были переданы сертификат и памятный знак.
1380-метровый железнодорожный тоннель, связывающий долину Первой Речки и район Минного городка (перегон между станциями «3-я Рабочая» и «Луговая») начинали строить во Владивостоке еще при царе, в 1914 году. Из-за последовавших вскоре исторических катаклизмов стройку законсервировали. Достроили тоннель только в 1934–1935 гг., когда в СССР ожидали войны с Японией. На тоннель, получивший имя Сталина, возлагались в первую очередь военные задачи. Но он стал играть заметную роль и в экономике портового города (вскоре на Чуркине был создан рыбный порт), и в пассажирских перевозках.
Тоннель давно просил ремонта: сочились грунтовые воды, давили новые жилые массивы… Поговаривали даже о полной перепроходке — строительстве нового тоннеля, но все-таки выбор был сделан в пользу ремонта. Проект реконструкции разработали в 2007–2009 гг., но тоннель был нужен для бесперебойной доставки грузов на стройки саммита АТЭС, и начало работ перенесли на осень 2016 года.
На объект зашло АО «Мосметрострой» и приступило к осушению и усилению тоннеля: герметизации швов, укреплению стен, гидроизоляции.
— Строителям 1930-х я бы поставил пять с плюсом. Не имея современных технологий и оборудования, они справились со сложнейшей инженерной задачей в рекордные сроки, — оценил работу предшественников представитель подрядчика Юрий Прокаев.
Грузовые составы во время ремонта пропускали через тоннель по ночам, а вот движение электричек по чуркинской ветке пришлось на время прекратить.
Модернизация тоннеля шла под неусыпным контролем губернатора Олега Кожемяко.
— Улучшение транспортного сообщения для жителей Владивостока имеет большое значение с учетом загруженности дорог. Мы будем проектировать и строить новые развязки, — отметил Олег Кожемяко, побывав на строительстве новой версии тоннеля. — Открытие тоннеля — возможность для жителей районов Чуркина и Луговой быстро попасть на Первую речку, Моргородок, Вторую речку, в пригород.
И вот ремонт завершился. Специалисты подавили активные водопритоки, реконструировали дренажную систему и провели полную герметизацию тоннеля. Уделили внимание и внешнему виду: облик обоих входов в тоннель восстанавливался по архивным фотографиям.
Так что победа проекта по модернизации Владивостокского тоннеля более чем заслужена.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и Александра САФРОНОВА