Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Такие не пройдут»: как изменится ввоз праворульных автомобилей во Владивостоке с 1 июля

Рубрика: Бизнес
29.06.2021

С 1 июля изменится алгоритм ввоза в Россию праворульных автомобилей. Теперь, прежде чем обрести ПТС, такой автомобиль должен будет пройти через процедуру сертификации в специальной лаборатории и получить СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). В тестовом режиме во Владивостоке так уже и происходит, и то, что раньше занимало день-два, теперь растягивается на неделю. Для покупателя, помимо лишнего потраченного времени, это ещё и деньги, — пишет «Дром».

Тут надо оговориться, что речь идёт обо всех автомобилях, ввозимых, так сказать, «разово» – не только японских, но и немецких, американских или корейских. Но так как большая часть такого импорта приходится на «правый руль», говорить будем именно о нём.

О введении этой процедуры говорят уже три года. Но всё, как часто бывает, упиралось в материальную базу – отсутствие лабораторий, которые, в свою очередь, также должны быть сертифицированы в Федеральной службе по аккредитации. Сейчас таких лабораторий во Владивостоке 14, из них 5 расположены по соседству со складами временного хранения. В том числе свой филиал в Приморье открыл и Государственный научный центр ФГУП «НАМИ» – главный научный автомобильный институт страны. Эксперты считают, что этого более чем достаточно, чтобы механизм получения СБКТС работал чётко, без сбоев и очередей.

Как будет выглядеть логистика получения СБКТС на практике? После прибытия на склад временного хранения таможни и растаможки импортёр (собственник или его представитель) обеспечивает доставку автомобиля на эвакуаторе или автовозе (машины без номеров, бывает, едут и своим ходом) в сертифицированную лабораторию на выбор. Там автомобиль проходит цикл испытаний и экспертиз на соответствие документу с длинным названием «ГОСТ 33670-2015 Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия. Межгосударственный стандарт». Документ датирован 2015 годом, но обязательным к исполнению станет только летом 2021-го. Если результат тестов положительный, транспортное средство получит СБКТС, а затем и на таможне – долгожданный ПТС в электронном виде.

Меняется ли что-то для автомобилиста, желающего купить праворульный автомобиль? По большому счёту нет. Даже если покупатель (или его представитель) будет заниматься получением СБКТС лично, то нужно просто обеспечить доставку автомобиля в одну из лабораторий во Владивостоке на свой выбор. Очередей и ажиотажа не ожидается – так уверяют информаторы «Дрома». О стоимости всей процедуры говорить пока сложно, так как механизм ещё не отработан, да и будет зависеть от многих факторов. Таких, например, как доставка автомобиля до лаборатории, будет ли она на автовозе (дешевле) или эвакуатором. Но это относительно небольшие суммы. Так, в одной из фирм — импортёров японских автомобилей назвали сумму в 10 000 рублей. Сюда входит как непосредственно цикл испытаний, так и доставка машины без документов к полигону и обратно на отправку после получения эПТС. Причём эта сумма никак не выделяется, а включена в общую стоимость услуг по импорту автомобиля из Японии.

Цикл испытаний – условно тот же, что и на техосмотре, только критерии строже, сама процедура занимает от 30 до 45 минут. Для тех, кому лень читать ГОСТ, скажем, что проверяться будет работа спидометра, климат-контроля, выхлопной системы, исправность тормозов. Отсюда следует, что импортёр будет обязан перед экспертизой привести ввозимый автомобиль в соответствие с требованиями российского ГОСТа. Автомобиль должен быть полностью укомплектован (включая аптечку и знак аварийной остановки), заправлен техническими жидкостями и топливом, иметь соответствующие российским требованиям маркировку (в частности, шин, что, возможно, потребует затрат) и направление света фар, а также русификацию медиасистемы. Последние три пункта вызывают больше всего вопросов, так как потребуют серьёзных материальных и временных затрат. Другое дело – пока неясно, необходимо ли вообще исполнение этих норм, так как чётких требований со стороны Росстандарта по их выполнению до сих пор нет.

— В тестовом режиме мы сертифицируем прибывающие из Японии автомобили уже с 1 июня. Честно говоря, сначала были в лёгком шоке… Как теперь вообще можно построить какую-то нормальную схему получения автомобиля с таможни? Ведь сначала надо попасть на испытания фактически без документов на автомобиль, ждать самого испытания, искать стоянку рядом и перегонять туда машины в ожидании эПТС, потом перегонять через весь город уже на свою стоянку или на отправку. И всё это с учётом загруженного городского трафика, разного (и зачастую очень неудобного) расположения таможенных складов и полигонов, а в ближайшей перспективе – с ещё большими пробками и зачастую заваленными снегом дорогами. Сразу после 1 июня у нас пришёл пароход с 26 машинами, пришлось вживую испытать новую схему работы, и, мягко говоря, все ожидания оправдались, тот объём работы, который мы делали за один-два дня, теперь занимает почти неделю. Уже понятно, что надо увеличивать штат и как-то решать вопрос с хранением автомобилей рядом с полигоном. В середине июля будет заседание Евразийской экономической комиссии, где должны утвердить внесение изменений в регламент об упрощении процедуры испытаний. Очень надеюсь, что это хоть частично решит ситуацию, сейчас даже минимальные 30 минут на полигоне ломают всю схему стабильной работы, – прокомментировал Дмитрий Забора, руководитель компании CarWin.

— В некоторых СМИ под новостями о сертификации в очередной раз звучит тезис о запрете на ввоз праворульных (равно как и других импортируемых) автомобилей. Нет, об этом речи в ближайшее время никто не ведёт. В данном контексте можно говорить только о том, чтобы пресечь импорт в страну неисправных автомобилей, битых и невосстановленных, «конструкторов» и «распилов». Все логично и очевидно: в страну должны попадать исправные автомобили, соответствующие российским стандартам. То есть у исправных машин проблем с получением СБКТС не будет, – считает Денис Максименко, инженер испытательной лаборатории.

Экспертиза ввозимых ТС проводилась и ранее, но по старому ГОСТу, упрощённо и без выезда с территории СВХ. Зачастую – банально покупалась. Теперь требования к таким испытаниям ужесточаются.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА