Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Профессор Александр Латкин: «ТОРы в Приморье уже имеют реальные контуры»

Рубрика: Бизнес
24.09.2016

— Если говорить в целом, по российскому Дальнему Востоку экономическая ситуация выглядит лучше, чем по России. Связано это, прежде всего, с тем, что федеральный центр создал для этого условия. В частности, появились Министерство развития Дальнего Востока, Корпорация развития Дальнего Востока. Эти структуры сидят не только в Москве, но и в Хабаровске, Владивостоке, то есть близко к нам. Во всех субъектах Дальнего Востока созданы инвестиционные агентства, которые призваны обеспечить привлечение сюда зарубежных инвестиций. В частности, активно действует Агентство стратегических инициатив. Мы стали ближе к Москве, а Москва стала ближе к нашим проблемам.

— Сейчас уже можно говорить, что заработали такие механизмы, как территории опережающего развития и свободный порт?

— Территории опережающего экономического развития — это заслуга Минэкономразвития. У нас в Приморье два ТОРА уже, можно сказать, имеют контуры и реальных резидентов. Есть осязаемые инвестиции, которые будут в эти ТОРы вкладываться. Плюс к этому, по инициативе премьера Дмитрия Медведева статус территории опережающего развития получил судостроительный кластер в Большом Камне. Намечается четвертый — нефтехимический комплекс в бухте Врангеля. Теперь что касается проекта «Свободный порт Владивосток». Было много споров и дискуссий, но правительство пошло нам навстречу в его создании. Федеральный центр взял на себя смелое решение отказаться от части налоговых поступлений из Приморского края. Преференции свободного порта Владивосток в основном уровня федерального: по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по налогу на землю, по страховым взносам. Я понимаю, почему центр на это пошел. Потому что налогов из Приморья всю жизнь было не очень много, край не отличался масштабностью производства. На фоне тех налоговых поступлений, которые идут от экспорта нефти и газа, наши приморские налоги — песчинка в пустыне. Но, вместе с тем, нам дали понять: мы создаем для вас льготные условия. Возьмите! Замечу, что краевые власти также установили льготы для тех, кто будет работать на ТОРах и в СПВ. Как бы то ни было, все эти экономические изменения — плюсы.

— Но есть и минусы? В чем, на ваш взгляд, главная проблема, если мы говорим об инвестиционной привлекательности Приморья?

— Главное — мы не довели до конца проекты, начатые еще десять лет назад. В 2006 году было много инвестиционных инициатив, с которыми мы шли навстречу Саммиту АТЭС. Например, нефтехимический кластер. Говорили о создании уникального для АТР завода по переработке минеральных удобрений. Мечтали о рыбоперерабатывающем комплексе. У меня душа радовалась, когда президент сказал: вся рыба, пойманная российскими рыбаками, должна перерабатываться на российском берегу. Логика есть в этом? Есть. Однако кластера пока так и нет! Хотя проект за деньги администрации края был подготовлен японским НИИ. Так же, как нет и обещанного завода по сжижению газа, несмотря на то, что газопровод пришел в Приморье. Это все крупные проекты. А были десятки других, масштабами поменьше. Сроки осуществления большинства из них заканчивались максимум в 2016 году. Если бы удалось хотя бы половину задуманного выполнить, мы бы сейчас имели совсем другие показатели социально-экономического развития… Единственное, что удалось сделать — это построить первую очередь игорной зоны. В четвертом квартале прошлого года от нее уже пошли налоговые поступления.

— Александр Павлович, как вы cчитаете, почему не получилось?

— Видимо, потому, что проекты были не слишком экономически обоснованы. Несоответствие задуманного реально имеющимся экономическим возможностям. Сложная ситуация на заводе «Соллерс», которое славило Приморье четыре года. На его базе была создана особая экономическая зона. На заводе были собраны десятки тысяч авто. Поступали налоги в бюджет. Однако на сегодняшний день основное производство «Соллерса» переехало в Казань. Еще одна печальная страница — завод «Хенде», который является украшением автострады «Аэропорт- Владивосток». На этом предприятии должны были выпускать энергосберегающее оборудование. Однако, как выяснилось, спроса на продукцию нет! То есть, проект никто не проработал с точки зрения маркетинга. И сейчас сложно убеждать корейских инвесторов — приходите! А кто спросил специалистов, нужны ли нам две пятизвездочные гостиницы, которые до сих пор не построены? Да никто не спросил…

— Многие склоняются к мысли, что главная причина, по которой зависло в воздухе строительство гостиниц, это банальное воровство…

— Не могу комментировать. Но все равно, надо было соизмерять срок окупаемости и наполняемости этих зданий. Этого же никто не делал… И сейчас это печальная страница в истории деятельности краевых властей — и администрации, и депутатов. Один раз взяли деньги из бюджета на достройку гостиниц, второй раз взяли огромные суммы…

— Может, гостиницы вообще заморозить, как предлагают некоторые?

— И что, они будут стоять как памятники нашей бесхозяйственности и низкой эффективности управления? Надо достроить, я считаю. А в целом, надеюсь, подобных ошибок и просчетов в будущем мы будем избегать.

— Александр Павлович, есть тезис, что в России многое зависит от руководителя. Много ли успешных хозяйственников вокруг?

— Вы знаете, по России энергичных руководителей немало. В том числе и в Приморье. В ряде муниципальных образований также есть примеры грамотных, экономически соображающих руководителей. Именно там и происходит движение вперед. В прошлом году я руководил уникальным проектом: международной комплексной экспедицией по оценке приграничных территорий. Мы проехали от Краскино до Благовещенска, смогли многое увидеть и оценить. Нам очень понравилось, что делают в Пограничном районе. Там, под руководством главы, активно развиваются связи с Китаем. Не без инициативы местных властей в районе побывал Юрий Трутнев. Полпред обещал, что безобразию с пунктом пропуска будет положен конец, и нормальный переход будет построен. Создаются совместные предприятия с китайскими товарищами. Недавно оттуда звонили, приглашали на конференцию по использованию ресурсов в рамках свободного порта Владивосток. Так что, не сомневайтесь, есть жизнь, есть руководители. И мы обязательно сделаем экономический рывок вперед. По той простой причине, что у нас выхода иного нет. Лада ГЛЫБИНА