«Труба полная»: вот такой поворот — Россия нашла замену Европе и США на нефтяном рынке
Экспорт российской нефти в Индию в марте увеличился в четыре раза, что является признаком радикальной перестройки поставок энергоресурсов, пишет Financial Times. Эксперты отмечают, что Россия готовится к полномасштабной переориентации поставок энергоресурсов из Европы на Восток. В этой связи возрастает роль трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) и порта Козьмино в Приморье.
Индия, третья в мире страна по потреблению энергии, скупила несколько партий российской нефти у трейдеров, поскольку Европа избегает покупок сырья из России, пишет Financial Times. В марте Россия поставила в Индию 360 тысяч баррелей нефти в день, что в четыре раза превышает средний показатель 2021 года. Таким образом Россия старается найти замену Европе на этом рынке.
— Уже отправленные партии нефти из России, которые не могут найти покупателей в Европе, приобретаются Индией, — сказал глава исследовательского отдела Kpler Алекс Бут.
«Индийские компании закупали нефти в России не слишком много, учитывая высокую стоимость доставки. Похоже, сейчас все меняется», — отметил аналитик Ambit Capital Вивекананд Суббараман. Индийские государственные нефтеперерабатывающие компании Нindustan Petroleum Corporation, Indian Oil Corporation и частная Nayara Energy на прошлой неделе купили суммарно семь миллионов баррелей российской нефти. Чтобы упростить торговлю, Индия и Россия рассматривают возможность перейти к расчетам в рублях и рупиях. Исполнительный директор Frontline Ларс Барстад пояснил, что скидка на российскую нефть марки Urals составляет около 25-30 долларов за баррель, а фрахтовые ставки добавят к цене три-четыре доллара за баррель, что делает торговлю рентабельной.
По мнению экспертов, в Дели не откликнулись на призывы Белого дома ограничить закупку нефти из России из-за простой экономики.
— Сегодня индийское правительство руководствуется экономическими, а не политическими мотивами. Индия всегда будет стараться заключить соглашение в рамках стратегии импорта нефти. Сложно не воспользоваться 20-процентной скидкой на нефть, когда вы импортируете 80-85% нефти, особенно на фоне пандемии и замедления глобального экономического роста, — заявил CNBC Самир Н. Кападия, глава торгового подразделения в консалтинговой фирме Vogel Group. Ранее пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки предупредила, что Индия поступит неправильно, если купит российскую нефть, хотя и признала, что это не нарушает санкции США.
А ведь есть еще Китай, который не из тех, кто позволяет хорошему кризису пройти впустую, и многие ожидают, что он воспользуется хаосом.
— Китай по-прежнему импортирует российскую нефть, и, вероятно, увеличит закупки, если сможет платить в юанях и со скидкой. По сути, Россия оказалась под давлением из-за трудностей при продаже нефти. Китай действительно предпочел бы гораздо более дешевую нефть … Цены крайне высоки даже в диапазоне $90, что слишком дорого для Китая, — отметила президент Transversal Consulting Эллен Уолд. — Если они могут покупать российскую нефть со скидкой, а иногда эти скидки довольно значительны — на $30 ниже базовой цены, тогда я действительно не вижу, что помешает Китаю покупать много российской нефти.
Тем временем в США и Европе цены растут. Санкции бьют по тем, кто их вводил.
При этом Россия, несмотря на санкции, продолжает наращивать экспорт нефтепродуктов. Эксперты отмечают, что в логистике сейчас особую роль получает нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). Он является одним из нескольких каналов поставки российской нефти. Трубопровод протяженностью 4188 км пропускной способностью 58 млн тонн в год даже длиннее, чем трубопровод Ямал-Европа, и используется для экспорта нефти из России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Как пишут западные аналитики, ВСТО может стать спасением для России в случае остановки потоков по трубопроводам «Ямал» и «Дружба».
Россия действительно готовится к полномасштабной переориентации поставок энергоресурсов из Европы на Восток. На днях президент Владимир Путин поручил правительству к 1 июня предоставить план строительства соответствующей инфраструктуры. По мнению экспертов, поручение президента может подразумевать расширение нефтепроводной системы ВСТО, с тем чтобы как минимум заместить потенциальные потери поставок в Европу по нефтепроводу «Дружба» (36 млн тонн в 2021 году).
Сейчас мощность трубопровода ВСТО-1, который идет от месторождений Сибири до Сковородино в Амурской области, составляет 80 млн тонн. В Сковородино от трубы идет отвод в Китай мощностью 30 млн тонн и начинается ВСТО-2 мощностью 50 млн тонн до порта Козьмино в Приморье. Таким образом, для того, чтобы заменить поток по «Дружбе», нужно увеличить мощность ВСТО-1 на 50%. При этом последние годы независимые китайские переработчики предпочитали покупать морские партии в Козьмино. Если потребуется расширять ВСТО-2 и порт Козьмино, это потребует дополнительных затрат и потенциально поставит перед российскими экспортерами вопросы с фрахтом танкеров. Но этот вопрос вполне решаем с теми же Китаем, Индией и другими заинтересованными странами в АТР.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА