Труба зовет. Российский газ в Китай пойдет через Приморье
Китайская нефтегазовая Petrochina (дочерняя компания государственной CNPC) планирует в этом году направить на строительство трубопроводной инфраструктуры 22,2 млрд. юаней ($3,2 млрд. по текущему курсу). Такие средства выделяются на восточный маршрут «Силы Сибири» и второй китайско-российский нефтепровод — расширение отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
На той стороне
«Ожидается, что капитальные затраты в сегменте газа и трубопроводов в 2017 году составят 22,2 млрд. юаней, которые в основном будут направлены на строительство ключевых нефте- и газопроводных трасс, такие как четвертый газопровод Shaanxi-Beijing, восточный маршрут «Силы Сибири» и второй китайско-российский нефтепровод», — указывается в заявлении компании.
В настоящее время «Газпром» ведет строительство газопровода «Сила Сибири», по которому газ из месторождений Восточной Сибири будет транспортироваться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай. Направление в восточные районы КНР, получившее название «восточный маршрут», будет построено с ответвлениями в районе Благовещенска и Дальнереченска. Согласно контракту, подписанному в 2014 году «Газпромом» и CNPC, по «восточному маршруту» будет осуществляться поставка 38 млрд. кубометров газа в год в течение 30 лет. Сумма контракта — $400 млрд. Первые поставки могут начаться в 2018-2019 годах, в случае готовности обеих сторон.
Точки пересечения
— Мы успешно продвигаемся в реализации проекта «Сила Сибири», даже работаем с небольшим опережением графика. В настоящее время подготовлена трасса расстоянием более 1800 км, построено более 740 км газопровода, 1000 км трубы сварено в нитку. 11 мая на российско-китайской границе открылся пункт под реализацию проекта строительства перехода под рекой Амур, — заявил на полях форума «Один пояс — один путь» в Пекине глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Он также сообщил, что «Газпром» до 2018 года планирует подписать основные условия поставки трубопроводного газа в Китай с Дальнего Востока, точка пересечения границы определена в районе Дальнереченска.
— Проведены предварительные технико-экономические исследования, они показали экономическую целесообразность и техническую осуществимость этого проекта, определена точка, в которой могло бы быть осуществлено пересечение границы — это район Дальнереченска. Буквально с середины этого года мы с нашими китайскими партнерами приступим к коммерческим переговорам по поставкам газа из района Дальнего Востока и до конца 2017 года планируем уже подписать основные условия поставки газа, — уточнил Миллер.
Путь к океану
Строительство расширения отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) началось летом 2016 года. Протяженность составит 940 км, мощность — 15 млн. тонн нефти в год. Ввод в эксплуатацию намечен на 1 января 2018 года.
По ВСТО ведется транспортировка нефти месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока на российские НПЗ и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порт Козьмино в Приморье.
Согласно межправительственному соглашению от 22 марта 2013-го, на период 2015-2017 годов увеличение поставок по отводу от ВСТО Сковородино — Мохэ должно было составить 5 млн. тонн в год. Ранее глава «Транснефти» Николай Токарев сообщал, что основной причиной задержки с китайской стороны являются технологические сложности. Расширение китайского участка трубопровода было отложено на 3 года. Неготовность трубопроводной системы компенсируется поставками по иным направлениям. В том числе — через порт Козьмино.
К 2020 году «Транснефть» планирует нарастить мощность ВСТО-1 до 80 млн. тонн в год, ВСТО-2 — до 50 млн. Для увеличения производственных мощностей магистрали ведется реконструкция НПС, расположенных в Хабаровском и Приморском краях.
Справка. Нефтеналивной порт Козьмино на берегу Японского моря — конечная точка трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), которая имеет протяженность почти 5 тыс. километров и соединяет шесть регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. ВСТО-1 представляет собой участок нефтепровода Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область), ВСТО-2 — участок нефтепровода Сковородино — нефтеналивной терминал «Козьмино». Основными получателями нефти из Козьмино в 2016 году стали: Китай — 22,2 млн. тонн (69,8%), Япония — 3,9 млн. тонн (12,3%), Южная Корея — 2,4 млн. тонн (7,5%). В направлении Малайзии отгружено 1,6 млн. тонн (5%), Сингапура — 0,6 млн. тонн (1,9%), Таиланда — 0,4 млн. тонн (1,3%), США — 0,3 млн. тонн (1%), Филиппин и Новой Зеландии — по 0,2 млн. тонн (0,6%). Всего же с 2010 по 2016 годы экспортировано более 155 млн. тонн российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.